Распоряжение Администрации Томской области от 29.12.2014 N 957-ра "Об утверждении Концепции инвестиционного развития Томской области до 2025 года "



АДМИНИСТРАЦИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 29 декабря 2014 г. № 957-ра

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2025 ГОДА (С ПРОГНОЗОМ ДО 2030 ГОДА)

1. В целях реализации эффективной инвестиционной политики на территории Томской области, способствующей социально-экономическому развитию Томской области, утвердить Концепцию инвестиционного развития Томской области до 2025 года (с прогнозом до 2030 года) согласно приложению к настоящему распоряжению.
2. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора Томской области по инвестиционной политике и имущественным отношениям Гурдина Ю.М.

Губернатор
Томской области
С.А.ЖВАЧКИН





Утверждена
распоряжением
Администрации Томской области
от 29.12.2014 № 957-ра

КОНЦЕПЦИЯ
ИНВЕСТИЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2025 ГОДА
(С ПРОГНОЗОМ ДО 2030 ГОДА)

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Концепция инвестиционного развития Томской области до 2025 года (с прогнозом до 2030 года) (далее - Концепция) определяет цели и задачи инвестиционного развития Томской области, основные мероприятия по их достижению на долгосрочную перспективу.
Концепция разработана во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Госсовета Российской Федерации от 31.01.2013 № Пр-144ГС, устанавливающего необходимость внедрения в субъектах Российской Федерации Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, утвержденного решением наблюдательного совета Автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" от 03.05.2012 (далее - Стандарт, Агентство стратегических инициатив).
Концепция разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 596 "О долгосрочной государственной экономической политике";
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения";
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки";
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг";
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления";
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 602 "Об обеспечении межнационального согласия";
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 603 "О реализации планов (программ) строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса";
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 604 "О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации";
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 605 "О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации";
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации";
- Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537;
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р;
- Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.07.2010 № 1120-р;
- Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 2227-р;
- Стратегия социально-экономического развития Томской области до 2020 года (с прогнозом до 2025 года), утвержденная постановлением Законодательной Думы Томской области от 27.10.2005 № 2539;
- иные нормативные правовые акты, рекомендации раздела 1 "Утверждение высшими органами государственной власти субъекта Российской Федерации инвестиционной стратегии региона" Стандарта.
1.2. Концепция состоит из следующих блоков:
- результаты реализации инвестиционной политики в Томской области за период 2008 - 2013 годов;
- конкурентные преимущества и слабые стороны Томской области;
- цель, задачи и отраслевые приоритеты инвестиционного развития Томской области;
- привлечение инвестиций в развитие территориальных "точек роста";
- сроки и этапы реализации Концепции;
- механизмы реализации Концепции, управление реализацией Концепции и мониторинг реализации Концепции;
- общие принципы сотрудничества исполнительных органов государственной власти Томской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Томской области в области улучшения инвестиционного климата в Томской области;
- ожидаемые результаты и целевые показатели реализации Концепции.
Концепция ориентирована на действующих и потенциальных инвесторов с учетом интересов населения, бизнес-сообщества, общественных институтов, органов государственной власти Томской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Томской области.

2. РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
В ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА ПЕРИОД 2008 - 2013 ГОДОВ

2.1. Томская область характеризуется высоким уровнем инвестиционного развития. По объему инвестиций на душу населения Томская область в течение последних пяти лет удерживает 2-е место среди регионов Сибирского федерального округа, уступая только Красноярскому краю. В 2013 году Томская область заняла 20-е место среди всех субъектов Российской Федерации по данному показателю.
По объему накопленных прямых иностранных инвестиций за период 2008 - 2013 годов Томская область занимает 1-е место среди регионов Сибирского федерального округа и 16-е место среди всех субъектов Российской Федерации.
В Томской области внедрены и реализуются положения Стандарта. Распоряжением Губернатора Томской области от 17.09.2014 № 229-р утвержден План мероприятий ("дорожная карта") "Улучшение позиций Томской области в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата субъектов Российской Федерации на 2015 - 2017 годы".
В Томской области действует комплексная система государственной поддержки инвестиционных проектов. Все существующие формы государственной поддержки установлены в Законе Томской области от 18 марта 2003 года № 29-ОЗ "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Томской области" и конкретизированы в соответствующих подзаконных правовых актах, принятых во исполнение указанного Закона. Нормативная правовая база, регулирующая государственную поддержку, находится в публичном доступе, содержит необходимую информацию о формах подачи заявок, порядке и условиях предоставления государственной поддержки, а также о процедуре экспертизы инвестиционных проектов для принятия решения о предоставлении государственной поддержки.
Вместе с тем Томская область сталкивается с проблемами и барьерами, препятствующими процессу устойчивого привлечения инвестиций. Негативные тенденции начали проявляться в последние годы - индекс физического объема инвестиций в основной капитал по Томской области в 2013 году составил 85,3% от уровня 2008 года (в сопоставимых ценах).
В настоящее время основной объем инвестиционной деятельности в Томской области сконцентрирован в добывающей промышленности. В 2013 году 43,5% всего объема инвестиций было направлено в сферу добычи полезных ископаемых. В долгосрочной перспективе истощение существующей ресурсной базы нефти и газа приведет к сокращению инвестиций в основной капитал по Томской области.
По оценке рейтингового агентства "Эксперт РА", Томская область характеризуется низким потребительским и инфраструктурным потенциалом при наличии рисков, интегральный рейтинг Томской области за период 2012 - 2013 годов - 3В1 (пониженный потенциал - умеренный риск).
По оценке Агентства стратегических инициатив, Томская область имеет значительные возможности для улучшения инвестиционного климата в направлении улучшения регуляторной среды, развития инвестиционной инфраструктуры и повышения доступности ресурсов для инвесторов.
Все это свидетельствует о необходимости реализации в Томской области новой модели роста, использования накопленного потенциала в научно-образовательной и высокотехнологичной сферах для осуществления новой индустриализации, интенсивного развития передовых производств, привлечения инвестиций.

3. КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА И СЛАБЫЕ
СТОРОНЫ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

3.1. Конкурентными преимуществами Томской области, оказывающими значительное влияние на инвестиционную привлекательность Томской области, являются:
1) наличие на территории Томской области конкурентоспособных образовательных организаций высшего образования (далее - вузов), обеспечивающих высокое качество образования и научных исследований прикладного характера на российском и мировом уровне, и институтов Томского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук (далее - СО РАН) и научно-исследовательских институтов медицинского профиля, подведомственных Федеральному агентству научных организаций. Четыре вуза в Томской области входят в число 100 лучших вузов России по версии рейтингового агентства "Эксперт РА" (Национальный исследовательский Томский государственный университет (далее - НИ ТГУ), Национальный исследовательский Томский политехнический университет (далее - НИ ТПУ), Томский университет систем управления и радиоэлектроники (далее - ТУСУР), Сибирский государственный медицинский университет (далее - СибГМУ). Вузы Томской области активно сотрудничают с организациями национального уровня по вопросам подготовки кадров и проведения научных исследований прикладного характера. Томский научный центр СО РАН, включающий 7 институтов, проводит фундаментальные и прикладные исследования по направлениям: вычислительные технологии, нефтегазовая геология, климат и экология, химия нефти, электроника;
2) развитая сеть организаций профессионального образования, осуществляющих подготовку специалистов по широкому кругу специальностей, в том числе в сотрудничестве с организациями, ведущими деятельность в регионе;
3) сложившаяся инновационная "экосистема" (одна из первых в России), включающая научно-образовательный комплекс, инфраструктуру "выращивания" малых технологических компаний (университетские и бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий, инжиниринговые центры), развитый малый и средний наукоемкий бизнес;
4) сформированная и эффективно функционирующая инфраструктура поддержки предпринимательства (Некоммерческая организация "Фонд развития малого и среднего предпринимательства Томской области", бизнес-инкубаторы, Томская торгово-промышленная палата, Евро Инфо Корреспондентский центр, Центр кластерного развития Томской области, Томский центр трансфера технологий и другие), в том числе инвестиционная инфраструктура для размещения производственных и иных объектов инвесторов (Особая экономическая зона технико-внедренческого типа "Томск" (далее - ОЭЗ ТВТ), промышленный (индустриальный) парк в г. Томске и другие);
5) наличие природных ресурсов: в Томской области имеются запасы нефти, газа, минеральных полезных ископаемых, древесины, водные ресурсы, пригодные для разведения рыбы;
6) климатические условия, пригодные для развития молочного животноводства;
7) наличие в радиусе 1500 км от Томской области крупных рынков сбыта промышленных и потребительских товаров (работ, услуг).
3.2. Слабыми сторонами Томской области, оказывающими существенное влияние на инвестиционное развитие, являются:
1) слаборазвитая транспортная инфраструктура: плотность транспортной инфраструктуры значительно ниже среднероссийского уровня, отсутствует наземная транспортная связь между "южными" и "северными" муниципальными образованиями Томской области;
2) дефицит энергогенерирующих мощностей: объем генерации электроэнергии в Томской области составляет половину объема потребляемой электроэнергии;
3) дефицит инженерной инфраструктуры в существующих промышленных зонах в населенных пунктах в Томской области, особенно в городах Томск и Северск, а также опережение темпов старения инфраструктуры коммунальной сферы темпов ее модернизации;
4) малый объем внутрирегионального потребительского рынка: внутренний потребительский рынок Томской области ограничен численностью населения и значительно уступает размеру рынков в соседних регионах Сибирского федерального округа;
5) неравномерность развития коммуникационной инфраструктуры: коммуникационная инфраструктура сосредоточена преимущественно в крупных населенных пунктах Томской области и отсутствует в малонаселенных и труднодоступных районах.

4. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ОТРАСЛЕВЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ИНВЕСТИЦИОННОГО
РАЗВИТИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

4.1. Томская область - регион, привлекательный для инвестиций, располагающий богатыми природными ресурсами, уникальным человеческим капиталом, конкурентоспособным научно-исследовательским комплексом.
Целью инвестиционного развития Томской области является создание благоприятного инвестиционного климата и активное привлечение инвестиций, в том числе создание условий для привлечения и работы инвесторов, привлечения средств российских и зарубежных инвесторов для реализации инвестиционных проектов на территории Томской области (производственных, инфраструктурных, в социальной сфере).
Согласно прогнозу социально-экономического развития Томской области на период до 2030 года для поддержания экономического роста с 2015 года по 2020 год требуется привлечь не менее 640 млрд рублей инвестиций в основной капитал (до 2030 года - не менее 2300 млрд рублей).
Достижение цели инвестиционного развития Томской области будет осуществляться путем решения следующих задач инвестиционного развития, направленных на поддержание и использование конкурентных преимуществ инвестиционной привлекательности региона, а также нейтрализацию негативных тенденций развития и слабых сторон:
1) улучшение инвестиционного климата и качества деловой среды;
2) привлечение инвестиций для создания и развития инфраструктуры (социальной, транспортной, инженерной и коммуникационной).
Комплексная реализация задач инвестиционного и социально-экономического развития Томской области обеспечит достижение целей социально-экономического развития региона.
С учетом конкурентных преимуществ Томской области, анализа состояния и перспектив развития отраслей для привлечения инвестиций выделены следующие отраслевые приоритеты инвестиционного развития Томской области:
- химическое производство, производство резины и пластмасс;
- производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов;
- обработка древесины и производство изделий из дерева;
- производство машин и оборудования, электрооборудования, электронного и оптического оборудования;
- добыча полезных ископаемых;
- производство пищевых продуктов, включая напитки;
- фармацевтическое производство, производство медицинской техники и высокотехнологичная медицина;
- информационные технологии;
- сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыбное хозяйство.
Привлечение инвестиций в развитие отраслевых приоритетов инвестиционного развития Томской области обеспечит создание высокопроизводительных мест на территории региона, увеличение валового регионального продукта, а также даст мультипликативный эффект для развития рынка потребительских товаров и услуг, сферы строительства и производства строительных материалов, сервисных отраслей.
Реализация импортозамещения в Томской области возможна в химическом производстве, включая фармацевтику, производстве резины и пластмасс, машин и оборудования, электрооборудования, электронного и оптического оборудования, пищевых продуктов, включая напитки, фармацевтическом производстве, производстве медицинской техники и высокотехнологичной медицине, информационных технологиях, сельском хозяйстве, лесном хозяйстве и рыбном хозяйстве.
Потенциальными инвесторами в экономику Томской области могут выступать российские и зарубежные организации.
В первую очередь по вопросам привлечения инвестиций в экономику Томской области планируется осуществлять взаимодействие с российскими инвесторами.
По приоритетности взаимодействия с иностранными инвесторами на основе текущего уровня развития международных отношений можно выделить две группы стран. К первой группе относятся развивающиеся страны Азии (в частности, Китай, Индия, Тайвань, Сингапур, Южная Корея), имеющие тесные экономические связи с Россией и расширяющие сотрудничество по различным отраслевым направлениям. Ко второй группе относятся страны Северной Америки, Европы и Азии (в частности, Канада, Япония, Франция, США, Дания, Великобритания, Нидерланды, Бельгия, Швейцария, Израиль, Германия, Италия), развитие инвестиционного взаимодействия с которыми возможно при условии улучшения политических и экономических отношений с Россией.
Указанные страны, обладающие потенциалом для привлечения инвестиций в Томскую область, характеризуются высокими объемами прямых иностранных инвестиций, направляемыми по видам экономической деятельности, определенным в качестве отраслевых приоритетов инвестиционного развития Томской области.

5. УЛУЧШЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА И КАЧЕСТВА
ДЕЛОВОЙ СРЕДЫ

5.1. Активное привлечение российских и иностранных инвестиций невозможно без создания благоприятных условий для ведения бизнеса.
Томская область обладает значительным потенциалом для улучшения инвестиционного климата и качества деловой среды.
Основными направлениями решения поставленной задачи являются:
- снижение административных барьеров для ведения бизнеса;
- создание и совершенствование деятельности институтов развития;
- создание и развитие инвестиционной инфраструктуры;
- разработка и применение эффективных механизмов поддержки субъектов инвестиционной деятельности;
- развитие института государственно-частного партнерства;
- управление инвестиционным имиджем Томской области.
В целях улучшения инвестиционного климата и качества деловой среды в Томской области разработан План мероприятий ("дорожная карта") "Улучшение позиций Томской области в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата субъектов Российской Федерации на 2015 - 2017 годы", утвержденный распоряжением Губернатора Томской области от 17.09.2014 № 229-р.
Реализация комплекса мер по улучшению инвестиционного климата и повышению качества деловой среды обеспечит более эффективное решение поставленных задач инвестиционного и социально-экономического развития Томской области.
5.2. Комплекс мер по улучшению инвестиционного климата Томской области формируется на основе следующих принципов:
- системный подход к разработке, внедрению и совершенствованию механизмов повышения инвестиционной привлекательности региона;
- ориентация на стимулирование инвестиционной активности в приоритетных отраслях инвестиционного развития Томской области;
- сбалансированность финансовых и нефинансовых форм поддержки субъектов инвестиционной деятельности;
- оптимизация регулирующего нормативного правового воздействия на субъекты инвестиционной деятельности во взаимодействии с контролирующими и надзорными органами.
5.3. По направлению "Снижение административных барьеров для ведения бизнеса" комплекс мер по улучшению инвестиционного климата и качества деловой среды включает:
- совершенствование разрешительной и контрольно-надзорной деятельности в части упрощения административных процедур, связанных с получением документов на землю, разрешений на строительство, техническим присоединением к энергомощностям, в том числе путем использования технологий электронного правительства и развития сети многофункциональных центров по предоставлению государственных и муниципальных услуг;
- развитие системы сопровождения инвестиционных проектов Томской области по принципу "одного окна";
- обеспечение функционирования канала прямой связи инвесторов с руководством Томской области для оперативного решения возникающих в процессе инвестиционной деятельности вопросов;
- обеспечение защиты инвестиций и снижение нагрузки на бизнес, связанной с проведением проверок;
- проведение ежегодных мероприятий по профилактике и предотвращению случаев коррупции в отношении субъектов хозяйственной деятельности на территории Томской области.
Для обеспечения защиты прав инвесторов в Томской области совершенствуется нормативная правовая база, регулирующая инвестиционную деятельность. Развивается практика осуществления оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Томской области. По оценке Минэкономразвития России, Томская область занимает 8-е место в рейтинге качества осуществления оценки регулирующего воздействия и экспертизы среди субъектов Российской Федерации (группа II "хороший уровень": правовое закрепление, практический опыт, методическое и информационное сопровождение).
5.4. По направлению "Создание и совершенствование деятельности институтов развития" комплекс мер по улучшению инвестиционного климата и качества деловой среды включает:
- совершенствование в соответствии с действующим законодательством деятельности специализированной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами, в том числе формирование базы данных и выстраивание коммуникаций с широким кругом потенциальных инвесторов, обеспечение эффективной реализации практики индивидуального сопровождения инвестиционных проектов, маркетинг инвестиционного потенциала Томской области, формирование и развитие функции девелопера инвестиционной инфраструктуры Томской области;
- обеспечение работы совещательных органов по улучшению инвестиционного климата в Томской области на регулярной основе;
- обеспечение функционирования регионального гарантийного фонда в целях повышения доступности финансовых ресурсов для субъектов малого и среднего предпринимательства.
5.5. По направлению "Создание и развитие инвестиционной инфраструктуры" комплекс мер по улучшению инвестиционного климата и качества деловой среды включает:
- создание реестра площадок brown- и greenfield для реализации инвестиционных проектов на территории Томской области;
- развитие инфраструктуры ОЭЗ ТВТ;
- создание и развитие объектов транспортной и инженерной инфраструктуры промышленных (индустриальных) парков на территории Томской области;
- обеспечение функционирования бизнес-инкубаторов для развития малого и среднего предпринимательства на территории Томской области.
5.6. По направлению "Разработка и применение эффективных механизмов поддержки субъектов инвестиционной деятельности" комплекс мер по улучшению инвестиционного климата и качества деловой среды включает:
- развитие системы государственной поддержки инвестиционных проектов: повышение адресности системы путем предоставления поддержки инвестиционных проектов в приоритетных отраслях;
- развитие системы мониторинга эффективности форм государственной поддержки инвестиционных проектов в отраслевом и территориальном разрезах;
- совершенствование системы сопровождения инвестиционных проектов путем создания проектных команд;
- разработка и реализация комплекса мер поддержки субъектов малого инновационного предпринимательства.
5.7. По направлению "Развитие института государственно-частного партнерства" комплекс мер по улучшению инвестиционного климата и качества деловой среды включает:
- совершенствование регионального законодательства в сфере государственно-частного партнерства (далее - ГЧП);
- подготовка проектов с использованием механизмов ГЧП, привлечение инвесторов для реализации проектов;
- внедрение элементов проектного управления при реализации инвестиционных проектов с применением механизма ГЧП.
Применение механизмов ГЧП является наиболее эффективным инструментом реализации инвестиционных проектов в сфере создания социальной и транспортной инфраструктуры.
5.8. По направлению "Управление инвестиционным имиджем Томской области" комплекс мер по улучшению инвестиционного климата и качества деловой среды включает:
- развитие Инвестиционного портала Томской области: наполнение портала актуальной информацией об инвестиционной деятельности на территории региона на русском, английском и китайском языках, в том числе путем размещения и актуализации информации на интерактивной инвестиционной карте Томской области;
- создание и развитие региональной геоинформационной системы для демонстрации информации об объектах недвижимости, землеустройства, элементах планировочной структуры и улично-дорожной сети территорий населенных пунктов в Томской области, картографической, статистической информации, позволяющей усовершенствовать механизмы регулирования управления имуществом Томской области, рационального использования земельных участков в рамках реализации инвестиционных проектов;
- предоставление инвесторам возможности подачи электронной заявки на сопровождение и поддержку инвестиционных проектов через Инвестиционный портал Томской области;
- формирование и публикация Каталога инвестиционных предложений и проектов Томской области для стимулирования инвестиционной активности и предоставления потенциальным инвесторам исчерпывающей информации об имеющихся инвестиционных проектах и возможностях развития бизнеса в регионе;
- создание медиаплана информационного освещения мероприятий реализации Концепции;
- создание и управление брендом Томской области, разработка комплекса мероприятий по продвижению бренда;
- формирование и реализация плана участия представителей Томской области в приоритетных всероссийских и международных конференциях, выставках, форумах с целью развития деловых связей и повышения информированности потенциальных инвесторов об инвестиционном потенциале Томской области;
- развитие инфраструктуры для организации конгрессно-выставочной деятельности на территории Томской области;
- организация конгрессно-выставочных мероприятий на территории Томской области.
Результатом реализации комплекса мер по улучшению инвестиционного климата и качества деловой среды станет признание Томской области инвестиционно привлекательной территорией на российском и мировом уровне.

6. ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ В СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ
ИНФРАСТРУКТУРЫ (СОЦИАЛЬНОЙ, ТРАНСПОРТНОЙ, ИНЖЕНЕРНОЙ
И КОММУНИКАЦИОННОЙ)

6.1. Привлечение инвестиций в создание и развитие инфраструктуры предполагает создание и развитие социальной, транспортной, инженерной и коммуникационной инфраструктуры на территории Томской области.
Финансирование мероприятий по созданию и развитию инфраструктуры планируется осуществлять за счет средств федерального и областного бюджетов, бюджетов муниципальных образований, внебюджетных источников, включая средства частных инвесторов и институтов развития.
Для создания новых объектов инфраструктуры в необходимом объеме нужно привлечь не менее 125 млрд рублей инвестиций к 2020 году и не менее 450 млрд рублей до 2030 года.
6.2. Социальная инфраструктура.
Для успешной реализации социальной политики, ориентированной на достижение высоких качественных характеристик человеческого капитала, необходимо развитие социальной инфраструктуры, обеспечивающей качество, доступность и многообразие социальных услуг.
Необходимо осуществлять активное привлечение бизнеса к созданию негосударственных организаций социальной сферы, а также способствовать развитию предпринимательства в данной сфере.
Основными направлениями развития социальной сферы являются строительство дошкольных образовательных организаций для устранения существующего дефицита мест, строительство общеобразовательных организаций для выполнения нормативных показателей обеспеченности, строительство медицинских учреждений, жилищное строительство, а также строительство объектов в сфере социальной защиты, культуры и спорта.
На создание качественной городской среды направлен проект "Создание зоны опережающего развития г. Томска "Томские набережные", реализация которого предполагает строительство защитных береговых сооружений (дамбы), благоустройство набережной реки Томь, а также создание общественных пространств новых административных, офисных и жилых объектов, развитие инфраструктуры Университетского кампуса в г. Томске.
Для создания объектов социальной инфраструктуры необходимо до 2020 года привлечь инвестиции в размере 46 млрд рублей, до 2030 года - 168 млрд рублей.
Основными инвестиционными проектами по созданию и развитию социальной инфраструктуры могут стать:
- строительство 20 дошкольных образовательных организаций, в том числе на условиях ГЧП;
- строительство 20 общеобразовательных организаций и пристроек к ним (корпусов);
- строительство детского медицинского реабилитационного центра;
- создание медицинского холдинга на базе ОГАУЗ "Томская областная клиническая больница" (Северный медицинский городок);
- реконструкция лабораторного корпуса ОГБУЗ "Бюро судебно-медицинской экспертизы Томской области";
- строительство Центра позитронно-эмиссионной томографии;
- строительство областного центра гемодиализа;
- строительство хирургического корпуса на 120 коек с поликлиникой ОГАУЗ "Томский областной онкологический диспансер";
- строительство пристройки хирургического корпуса на 250 коек к ОГАУЗ "Детская больница № 1";
- строительство объекта "Детская инфекционная больница по ул. И.Черных в г. Томске";
- реконструкция радиологического отделения для размещения онкологических больных ОГАУЗ "Томский областной онкологический диспансер";
- строительство пристройки приемного покоя для ОГАУЗ "Больница скорой медицинской помощи";
- строительство клинико-диагностического корпуса ФГБНУ "Научно-исследовательский институт кардиологии";
- строительство спальных корпусов № 1 на 100 койко-мест и № 3 на 70 койко-мест с помещениями административно-бытового обслуживания ОГБУ "Итатский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов" (Томский район, с. Итатка);
- создание в г. Томске центра спорта и семейного отдыха "Академпарк";
- строительство в г. Томске регионального спортивного центра гимнастики;
- строительство в г. Томске центра спортивных единоборств;
- строительство в г. Томске футбольного стадиона;
- создание канала для гребного слалома и рафтинга на устье реки Ушайка (Губернаторский квартал г. Томска);
- создание в г. Томске зоны опережающего развития "Томские набережные", в том числе создание и развитие инфраструктуры вузов в Томской области для обеспечения их конкурентоспособности на мировом уровне, сохранение зоны историко-культурного наследия в центральной части г. Томска, формирование спортивно-рекреационной парковой зоны в черте г. Томска; обеспечение противопаводковой защиты территории г. Томска за счет сооружения дамбы на реке Томь, что позволит вовлечь в оборот намывные участки берега реки Томь и увеличить площадь застройки объектами деловой и иной инфраструктуры; создание в г. Томске Музея науки и техники;
- создание туристско-рекреационного комплекса Томской агломерации;
- строительство жилых микрорайонов;
- реализация проекта "Малые кварталы" (застройка промышленной территории в черте г. Томска).
6.3. Транспортная инфраструктура.
В целях повышения связанности территории Томской области и улучшения условий для выхода на новые рынки сбыта необходимо развитие транспортной инфраструктуры.
Развитие транспортной инфраструктуры предусматривает развитие сети автомобильных дорог, обеспечивающих повышение связанности территории региона и создание дополнительных связей с соседними субъектами Российской Федерации (включая облегченный доступ к инфраструктуре Транссиба и завершение строительства Северной широтной дороги), а также строительство магистрального газопровода "Алтай", который обеспечит возможность развития организаций в сфере обрабатывающих производств и сервисных услуг.
Для создания объектов транспортной инфраструктуры необходимо развивать дополнительные механизмы финансирования, в том числе механизм ГЧП. В частности, предполагается внедрение модели строительства дорог с использованием механизма контрактов жизненного цикла (TIF-модели).
Основными инвестиционными проектами по развитию транспортной инфраструктуры на период до 2030 года могут стать:
- строительство Северной широтной дороги (участок Томск - Каргасок - Стрежевой) к 2030 году с возможностью круглогодичного использования, что позволит связать северные и южные районы Томской области, открыть доступ к рынкам Тюменской области, а также обеспечить транзитный маршрут Томск - Ханты-Мансийск - Пермь;
- строительство автодороги межрегионального значения "Омск - Стрежевой", которая обеспечит надежную наземную связь "северных" и "западных" муниципальных образований Томской области с югом Сибири;
- строительство автодороги межрегионального значения "Томск - Тайга", а также логистического центра на границе Томской и Кемеровской областей, что обеспечит удобный и наиболее короткий выход к Транссибу, дополнительную связь с южными регионами Сибири, улучшит условия для развития обрабатывающих производств;
- реконструкция автомобильной дороги "Томск - Аэропорт" на участке 10 - 20 км, что обеспечит развитие Томской агломерации;
- реконструкция автодороги "Северск - Томск" со строительством двухуровневой развязки, что обеспечит развитие Томской агломерации;
- развитие улично-дорожной сети Томской агломерации;
- строительство левобережной объездной дороги города Томска в Томской области (вторая очередь строительства. Корректировка. 1-й этап);
- реконструкция автомобильной дороги "Село Больше-Дорохово - село Зырянское - село Тегульдет", что обеспечит устойчивое развитие Лесоперерабатывающего индустриального парка в г. Асино.
6.4. Инженерная инфраструктура.
Опережающее развитие инженерной инфраструктуры и газификация территории Томской области являются необходимыми условиями повышения эффективности и развития экономики региона в целом.
Развитие энергетической инфраструктуры предусматривает улучшение и развитие энергосетевой инфраструктуры, в том числе объектов электрогенерации. В перспективном периоде продолжится реализация программы развития газификации и газоснабжения Томской области.
Развитие инженерной инфраструктуры коммунального хозяйства предусматривает повышение обеспеченности населения Томской области коммунальными услугами и улучшение условий проживания в регионе. Модернизация объектов коммунального комплекса позволит повысить надежность систем инженерной инфраструктуры коммунального хозяйства и качество коммунальных услуг.
Для достижения цели модернизации и развития коммунальной инфраструктуры в Томской области необходимо решение задачи обеспечения надежности и эффективности функционирования коммунального комплекса путем осуществления бюджетных инвестиций, направленных на обновление и создание новых объектов коммунальной инфраструктуры. В то же время необходимо создавать условия для повышения инвестиционной привлекательности коммунальной сферы, привлечения частных инвестиций в отрасль и появления института эффективных эксплуатирующих предприятий, в том числе за счет развития механизмов ГЧП.
Газоснабжение и газификация региона предполагают строительство магистральных и межпоселковых газопроводов, газораспределительных сетей, газовых котельных, а также сети газовых заправок на создаваемых транспортных коридорах.
Возможность сокращения транспортной составляющей в себестоимости конечной продукции в результате развития рынка газомоторного топлива и перевода транспорта на использование природного газа является одним из значимых элементов для повышения инвестиционной привлекательности региона.
Основными инвестиционными проектами по развитию инженерной инфраструктуры на период до 2030 года могут стать:
- реализация инвестиционной программы ОАО "ФСК ЕЭС" на территории Томской области, которая обеспечит транзит электроэнергии между системами Западной Сибири и Кузбассом, повысит надежность энергоснабжения Томской области, а также обеспечит подключение к общей энергосети действующих нефтегазовых месторождений;
- реализация инвестиционной программы ОАО "Томская распределительная компания" по реконструкции и развитию энергосетевых объектов на территории региона, обеспечивающей надежность электроснабжения существующих и возможность подключения новых объектов;
- строительство газопровода "Алтай", что обеспечит развитие строительной сферы, увеличение производства строительных материалов в регионе, развитие существующих линейных производственных управлений магистральных газопроводов, а также связанных сфер услуг;
- строительство объектов распределения газа межмуниципального и межпоселкового значения, внутрипоселковых и внутригородских газораспределительных сетей, сетей теплоснабжения и газовых котельных в рамках государственной программы "Повышение энергоэффективности в Томской области";
- строительство магистрального газопровода-отвода и двух газораспределительных станций близ г. Асино и с. Итатка Томского района;
- строительство завода по сжижению природного газа и четырех станций приема, хранения и регазификации СПГ;
- строительство водовода 9А с дюкером через р. Томь;
- строительство водопроводных сетей и ВНС НС-1 и НС-2 на левом и правом берегах р. Томь;
- проектирование и реконструкция КНС-4а и двух участков канализационных линий в г. Томске.
6.5. Коммуникационная инфраструктура.
Развитие коммуникационной (информационно-коммуникационной) инфраструктуры Томской области предусматривает обеспечение доступа населения и юридических лиц к современным услугам связи (мобильная связь, беспроводной и проводной широкополосный доступ к сети Интернет).
Основными направлениями развития коммуникационной инфраструктуры должны стать расширение зоны охвата территории Томской области современными услугами связи и повышение качества услуг связи. В частности, необходимо создание условий для операторов связи, обеспечивающих минимизацию издержек, с целью повышения инвестиционной привлекательности для развития услуг связи труднодоступных и малочисленных территорий региона (упрощение доступа к объектам муниципальной собственности, процедуры подключения к объектам инженерной инфраструктуры и т.д.), привлечение инвесторов - производственных компаний, ведущих свою деятельность на территории Томской области.
В настоящее время Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации реализуется проект по обеспечению населенных пунктов с численностью жителей от 250 до 500 человек широкополосным доступом к сети Интернет за счет средств федерального бюджета, что придаст дополнительный импульс развитию сферы.

7. ОТРАСЛЕВЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ИНВЕСТИЦИОННОГО
РАЗВИТИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

7.1. Химическое производство, производство резины и пластмасс включает производство основных химических веществ, пластмассовых изделий и синтетических волокон.
В последние годы на рынке химической продукции наблюдаются высокие темпы роста потребления, превышающие средние показатели российской экономики (до 6% в год). Объем потребления продукции химических производств в России оценивается на уровне 2,2 трлн рублей, в том числе в Сибирском и Уральском федеральных округах - не менее 500 млрд рублей, при этом доля импортной продукции составляет до 50%.
Импорт в отрасли преимущественно составляет продукция высоких переделов, которая может быть произведена из российского сырья. Стратегия развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2015 года, утвержденная Приказом Минпромэнерго России от 14.03.2008 № 119, предусматривает повышение конкурентоспособности химической промышленности и укрепление национальной безопасности, в том числе за счет импортозамещения в верхних переделах производства химической продукции. Предполагается импортозамещение на рынках тонкой химии и готовой продукции, в том числе специальных материалов и химических реагентов.
Для развития производства основных химических веществ, пластмассовых изделий и синтетических волокон в регионе имеется производственная и сырьевая база ООО "Томскнефтехим", в вузах (НИ ТГУ, НИ ТПУ) в Томской области осуществляется подготовка отраслевых специалистов.
Использование продукции ООО "Томскнефтехим" обеспечивает возможность создания взаимосвязанных производств малых предприятий, ориентированных на выпуск изделий из пластмасс, в том числе для потребительского рынка. Кроме того, в регионе существует потенциал развития производства пластмасс на основе фторидных технологий. Создание фторполимеров возможно при использовании продукции ОАО "СИБУР", Госкорпорации "Росатом".
Повышение инвестиционной привлекательности вышеперечисленных направлений будет обеспечено за счет создания специализированного промышленного (индустриального) парка в г. Томске, а также наличия ОЭЗ ТВТ.
Основными проектами в отрасли являются:
- техническое перевооружение производства формалина и карбамидоформальдегидного концентрата (ООО "Сибметахим");
- развитие производства полимеров (ООО "Томскнефтехим");
- строительство завода по производству глиоксаля (ООО "Новохим");
- создание новых производств ООО "Томскнефтехим" для производства олефинов из метанола;
- строительство завода по производству реагентов для буровых установок (ООО НПО "Реасиб");
- создание производства биоразлагаемых полимеров на основе гликолиевой и молочных кислот для медицинских изделий ("Полипласт Инжиниринг", НИ ТГУ);
- высокотехнологичное производство фторполимеров (Госкорпорация "Росатом", ОАО "СИБУР").
7.2. Производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов включает производство нефтепродуктов и ядерных материалов.
В ядерной промышленности базовым предприятием является ОАО "Сибирский химический комбинат". В сфере производства нефтепродуктов основными крупными предприятиями являются ООО "Стрежевской нефтеперерабатывающий завод" (далее - ООО "Стрежевской НПЗ") и ООО "Александровский нефтеперерабатывающий завод".
ООО "Стрежевской НПЗ" реализует инвестиционный проект "Модернизация Стрежевского нефтеперерабатывающего завода в городе Стрежевом Томской области", включенный решением Думы городского округа "Стрежевой" от 27.12.2011 № 151 в Комплексный инвестиционный план развития моногорода "Стрежевой" на период 2010 - 2020 годов. Проектом предусмотрена установка гидроочистки дизельного топлива. Дальнейшие планы модернизации ООО "Стрежевской НПЗ" включают строительство установки гидроочистки и установки изомеризации легких бензиновых фракций, что позволит нарастить объемы производства и увеличить долю нефтеперерабатывающей отрасли в валовом внутреннем продукте региона.
Другие нефтеперерабатывающие предприятия прогнозируют планомерное наращивание объемов производства и модернизацию оборудования для производства продукции в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 826 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту" (вместе с "ТР ТС 013/2011. Технический регламент Таможенного союза. О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту").
Развитию производства нефтепродуктов и ядерных материалов будет способствовать научная и образовательная база НИ ТПУ и Института химии нефти СО РАН.
Основными проектами в отрасли являются:
- модернизация Стрежевского нефтеперерабатывающего завода в г. Стрежевой Томской области;
- создание нового конверсионного производства (ОАО "Сибирский химический комбинат");
- строительство опытно-демонстрационного энергоблока с реактором на быстрых нейтронах со свинцовым теплоносителем и с пристанционным ядерным топливным циклом "БРЕСТ-ОД-300" на площадке ЗАТО "Северск" (Госкорпорация "Росатом");
- создание многоканального сканера для динамического контроля качества дорожного покрытия "Кондор" (Госкорпорация "Росатом");
- производство полимерных композиционных материалов для строительства (Госкорпорация "Росатом");
- производство импортозамещающих сорбентов (ионообменных смол) (Госкорпорация "Росатом").
7.3. Обработка древесины и производство изделий из дерева включает производство пиленых и строганых лесоматериалов, шпона, фанеры, плит, панелей, а также небеленой целлюлозы.
К 2020 году на территории Томской области планируется создание крупного лесопромышленного центра на базе передовых технологий по комплексной переработке древесины. Основные направления: создание мощностей по производству древесных плит и фанеры различного назначения, увеличение объемов лесопиления, развитие биоэнергетики. Инвестиционные вложения в лесную промышленность до 2020 года составят более 40 млрд рублей.
По прогнозу, объемы лесозаготовок и лесопереработки к 2020 году увеличатся более чем в 2 раза и достигнут 7 млн куб. м в год.
Объемы производства по видам продукции составят:
- по пиломатериалам - 1200 тыс. куб. м в год;
- по листовым материалам (фанера, шпон, плиты ДСП, ОСП (OSB), МДФ (MDF) - 1500 тыс. куб. м в год.
Предполагается полностью исключить вывоз круглого леса с территории Томской области.
Основными проектами в отрасли являются:
- создание лесопромышленных парков в г. Асино и р.п. Белый Яр с участием китайских инвесторов ("AVIC International Holding Corporation", ООО "Хенда-Сибирь", ЗАО "РосКитИнвест");
- строительство в г. Томске завода ДСП (ООО "Томлесдрев");
- строительство в г. Томске завода по производству плит OSB (ЗАО "ЛПК "Партнер-Томск");
- реновация проекта строительства комбината по глубокой переработке древесины "Зеленая фабрика" (ООО "ДК "Зеленая фабрика").
7.4. Производство машин и оборудования, электрооборудования, электронного и оптического оборудования включает производство электро- и радиоэлементов, медицинского оборудования, передающей аппаратуры.
Объем потребления машиностроительной и электротехнической продукции в Российской Федерации оценивается на уровне до 5 трлн рублей, в том числе в Сибирском и Уральском федеральных округах - до 1 трлн рублей, при этом доля импорта составляет 55 - 65% по отдельным видам продукции.

Принятие постановлений Правительства Российской Федерации от 14.07.2014 № 656 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и от 24.12.2014 № 1224 "Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства" придало дополнительный стимул для развития импортозамещения в отрасли.
Разработана "дорожная карта" проекта "Расширение использования продукции и технологий предприятий Томской области, в том числе импортозамещающих, для ОАО "Газпром" (далее - Дорожная карта), утвержденная 29.01.2013 Губернатором Томской области Жвачкиным С.А. и Председателем Правления ОАО "Газпром" Миллером А.Б.
Итогом осуществления проектов, стартовавших после начала реализации Дорожной карты, станет увеличение объемов поставок томской продукции в интересах компании до 7,8 млрд рублей.
Активными участниками реализации Дорожной карты являются организации, находящиеся на территории Томской области: ОАО "Томский электромеханический завод им. В.В.Вахрушева", ЗАО НПФ "Микран", ЗАО "Сибкабель", ООО "Томский кабельный завод".
Аналогичные "дорожные карты" разработаны и утверждены совместно с ОАО "Интер РАО", ОАО "Россети", ОАО "Газпром нефть", ПАО "СИБУР Холдинг".
Дополнительный спрос на продукцию будет создан в результате реализации проектов строительства крупных газопроводов "Алтай" и "Сила Сибири".
Расширение сотрудничества между организациями, находящимися на территории Томской области, и крупными российскими корпорациями будет способствовать увеличению производства продукции, стимулируя появление новых проектов по выпуску продукции данного направления.
Развитие производства электро- и радиоэлементов, машин, оборудования и электрооборудования, передающей аппаратуры будет обеспечено за счет имеющейся производственной базы действующих организаций, научно-образовательной базы НИ ТПУ и ТУСУР.
Повышение инвестиционной привлекательности рассматриваемых видов деятельности будет достигнуто также путем снятия ограничений на размещение промышленных предприятий в ОЭЗ ТВТ, а также создания специализированного промышленного (индустриального) парка в г. Томске.
На площадках ОАО "Сибкабель", ООО "Томский кабельный завод", ЗАО "НПФ "Микран" и других организаций будут реализованы проекты по развитию и расширению производства.
Основными проектами в отрасли являются:
- разработка и производство компонентов и модулей для радиоэлектронного оборудования (ЗАО "НПФ "Микран", ОАО "Концерн ВЕГА" и ООО "Субмикронные технологии");
- модернизация производства кабельно-проводниковой продукции в резиновой изоляции (ЗАО "Сибкабель");
- производство светодиодных систем освещения (ООО "Базовый центр светодиодных технологий-Томск", ОАО "Росэлектроника", ОАО "НИИПП");
- организация дополнительного производственного участка (цеха) по производству кабельно-проводниковой продукции (ООО "Томский кабельный завод").
7.5. Добыча полезных ископаемых включает добычу топливно-энергетических полезных ископаемых, в том числе на месторождениях с трудноизвлекаемыми запасами.
Потенциал для развития данной отрасли определяют имеющиеся в Томской области разведанные запасы в 500 млн тонн нефти и 280 млрд куб. м газа и проходящий по территории региона магистральный трубопровод Самотлор - Александровское - Анжеро-Судженск мощностью 60 млн тонн в год.
Ведутся работы по созданию полигона для отработки технологий по добыче трудноизвлекаемых запасов нефти с участием работающих на территории Томской области нефтедобывающих компаний, научно-исследовательских организаций при поддержке федеральных органов власти. Подготовка специалистов по добыче углеводородного сырья осуществляется на базе НИ ТПУ и НИ ТГУ. Также на базе НИ ТПУ планируется подготовка специалистов по трудноизвлекаемым запасам. Исследования и разработка технологий добычи углеводородного сырья проводятся на базе НИ ТГУ и НИ ТПУ, а также Института химии нефти СО РАН.
Реализация добытого углеводородного сырья осуществляется преимущественно за пределами Томской области по существующим каналам сбыта добывающих компаний.
Основными проектами в отрасли являются:
- разработка Мыльджинского нефтегазоконденсатного месторождения (ОАО "Томскгазпром");
- освоение ресурсов углеводородного сырья в северо-восточной части Томской области: проект "Восток" (правобережье р. Обь), региональные работы, поисковый этап (по программе Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации);
- разработка Болтного нефтяного месторождения (ОАО "Томскгазпром");
- разработка месторождений углеводородного сырья (программа бурения) (ОАО "Восточная транснациональная компания");
- установка на месторождениях газотурбинных/газопоршневых электростанций 4 МВт (ОАО "Томскнефть ВНК", ООО "Южно-Охтеурское", ОАО "ВТК", ООО "Матюшкинская вертикаль", ООО "Томская нефть", ООО "Газпромнефть-Восток");
- разработка Казанского нефтегазоконденсатного месторождения (ОАО "Томскгазпром");
- разработка Усть-Сильгинского газоконденсатного месторождения. Геологоразведочные работы Усть-Сильгинского газоконденсатного месторождения (1-й этап) (ООО "СН-газдобыча");
- обустройство месторождений объединенного томского блока (ООО "Томская нефть");
- разработка Южной группы месторождений (ОАО "Томскгазпром");
- разработка Арчинского месторождения (ОАО "Газпром нефть");
- создание полигона отработки эффективного инновационного этапа развития недропользования, направленного на активизацию разработки технологий добычи нетрадиционных источников углеводородного сырья (трудноизвлекаемой нефти) (ООО "Газпромнефть-Восток").
7.6. Производство пищевых продуктов, включая напитки, включает производство мясных и молочных продуктов, напитков и алкогольной продукции (в том числе на основе дикорастущего сырья), а также перспективное направление переработки и консервирования рыбо- и морепродуктов.
Объем рынка пищевых продуктов в России составляет около 4 трлн рублей, в том числе в Сибирском и Уральском федеральных округах оценивается на уровне 800 млрд рублей. В частности, потребление молочных продуктов в Сибирском и Уральском федеральных округах составляет около 100 млрд рублей в денежном выражении, при этом доля импортной продукции, которая в перспективе может быть заменена отечественной, составляет 40 - 50%.
Для развития пищевой промышленности на территории Томской области имеются сырьевая база для развития животноводства (в том числе молочного), возможность добычи и разведения до 6 тыс. тонн рыбы в год, запасы дикорастущего сырья, а также производственная база действующих в регионе организаций.
Развитию производства пищевых продуктов также будет способствовать наличие промышленного парка агропищевого направления - площадки "Березовая" создаваемого промышленного (индустриального) парка в г. Томске.
В южной части региона, имеющей развитую инфраструктуру, необходимо обеспечить переработку рыбных ресурсов, добываемых преимущественно в северной части Томской области, а также переработку недревесных лесных ресурсов, в том числе переработку ягод, грибов и кедрового масла.
Продукция организаций пищевой промышленности, осуществляющих деятельность в Томской области, может быть реализована в других регионах России.
Основными проектами в отрасли являются:
- модернизация мясокомбината и логистического центра (ЗАО "Аграрная Группа Мясопереработка");
- модернизация пищевого комбината (ООО "Пищевой комбинат "Лама");
- совершенствование технологии, техническое перевооружение, модернизация производства и развитие рынка сбыта пива и безалкогольных напитков (ОАО "Томское пиво");
- организация производства инулиносодержащих продуктов питания на основе растительного сырья (ООО "Красота. Сила. Молодость");
- модернизация производственных площадей творожного цеха путем установки творожной линии закрытого типа и оборудования для производства сыров (ООО "Деревенское молочко");
- модернизация и расширение действующего производства по выпуску соков, джемов и наполнителей для кондитерской и молочной промышленности (ООО "ТПК "Сава");
- реконструкция мельничного завода № 1 и строительство склада бестарного хранения муки (ОАО "АК "Томские мельницы");
- строительство промышленно-логистического складского комплекса (ООО "Артлайф");
- строительство очистных сооружений для нужд производства (ООО "Пивоварня Кожевниково").
7.7. Фармацевтическое производство, производство медицинской техники и высокотехнологичная медицина.
В Томской области существуют условия для развития фармацевтики и высокотехнологичной медицины: научная, производственная и клиническая база, квалифицированные кадры, а также инновационная инфраструктура.
Научная база представлена вузами (НИ ТПУ, СибГМУ, НИ ТГУ), а также научно-исследовательскими институтами медицинского профиля, подведомственными Федеральному агентству научных организаций (направления: кардиология, медицинская генетика, фармакология, онкология, психическое здоровье, акушерство, гинекология и перинатология, микрохирургия).
Клиническая база строится на основе единственной в России клиники для изучения и испытания лекарственных препаратов, действующей при Научно-исследовательском институте фармакологии и регенеративной медицины им. Е.Д.Гольдберга. Реализуется проект создания Северного медицинского городка, направленный на формирование полной инфраструктуры, позволяющей гражданам воспользоваться достижениями высокотехнологичной медицины.
Осуществляется подготовка квалифицированных кадров на базе разработанных уникальных образовательных программ НИ ТПУ и СибГМУ, действует программа обмена студентами с другими странами.
Инновационная инфраструктура включает инновационный территориальный кластер "Фармацевтика, медицинская техника и информационные технологии Томска", функционирующий в условиях ОЭЗ ТВТ, а также центры трансфера технологий, созданные при вузах.
В Томской области реализуется первая в России акселерационная программа для высокотехнологичных стартапов в сфере медицины и биотехнологий BioTechMed GenerationS, разработанная НИ ТГУ, участники которой проходят интенсивное обучение и представляют свои проекты российским инвесторам и бизнес-ангелам.
Развитию производства фармацевтической продукции будут способствовать производственная и научно-исследовательская базы существующих фармацевтических организаций, работающих в соответствии с международным стандартом GMP.
Томская область - один из лидеров развития ядерных технологий. В данной сфере перспективным является создание на базе Научно-исследовательского института ядерной физики при Томском политехническом университете совместно с Томским научно-исследовательским институтом онкологии Ядерно-медицинского центра, на базе которого будут осуществляться комплексные лучевые и радионуклидные диагностические исследования, лучевая терапия при онкологических и кардиологических заболеваниях, разработка и производство диагностических и терапевтических радиофармпрепаратов. Конкурентным преимуществом Томской области по данному направлению является наличие уникального безотходного производства генераторов технеция.
Отдельным направлением развития высокотехнологичной медицины является производство медицинской техники. Ряд организаций (ООО "Меднорд-Техника", ЗАО "НПО "НИКОР", ООО "Спинор", ООО "Биолит", ООО "Электропульс", ОАО "НИИПП" и другие) осуществляют разработку и производство специализированного медицинского оборудования.
Развитие данного направления особенно перспективно в современных экономических условиях, когда существует потребность в импортозамещении. В Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Приказом Минпромторга России от 23.10.2009 № 965, одной из приоритетных задач определена локализация производства и разработка лекарственных средств на территории Российской Федерации.
Основными проектами в отрасли являются:
- проект "Генериум" по разработке и производству социально значимых препаратов;
- проект компаний ЗАО "Р-Фарм" и Eli Lilly and Company, направленный на разработку нового антагониста опиоидных рецепторов оделепрана;
- проект по развитию интегрированной структуры по разработке инновационных медицинских препаратов на основе природного и синтетического сырья, реализуемый посредством участия компаний ООО "Солагифт", ООО "ИФАР", ООО "Артлайф";
- проекты СибГМУ в рамках программы "ИНО Томск 2020";
- совместный проект ЗАО "Р-Фарм", НИ ТПУ и Агентства стратегических инициатив по созданию Академии фармацевтической и биотехнологической промышленности;
- создание на базе Научно-исследовательского института ядерной физики при Томском политехническом университете совместно с Томским научно-исследовательским институтом онкологии Ядерно-медицинского центра на основе ГЧП;
- строительство Центра плазмы крови совместно с НПО "Вирион".
7.8. Информационные технологии.
Развитию отрасли в Томской области будет способствовать объем российского рынка информационных технологий (далее - ИТ-рынок). В 2014 году объем потребления на российском ИТ-рынке оценивался в размере около 700 млрд рублей, по базовому варианту развития российской экономики Минэкономразвития России прогнозирует к 2017 году рост ИТ-рынка более чем на 6% по сравнению с 2013 годом.
Наиболее высокий потенциал имеет сегмент разработки программных продуктов. Будет продолжать расти сегмент системной интеграции и дистрибуции, поскольку внутри страны будет увеличиваться спрос на информационные технологии. Перспективными направлениями развития информационных технологий, по мнению Минэкономразвития России, станут облачные вычисления, мобильные приложения, информационная безопасность, новые человеко-машинные интерфейсы, нейротехнологии. Продолжится рост объема производства программного обеспечения для мобильных устройств, что связано с массовым увеличением спроса на смартфоны и мобильные устройства.
Развитие информационных технологий в Томской области реализуется преимущественно в ОЭЗ ТВТ. Ядром учебно-научно-инновационного комплекса сферы информационных технологий выступает ТУСУР. Разработками в данной сфере также занимается Томский филиал Института вычислительных технологий СО РАН. Данные организации составляют техническую, научную и кадровую базу развития.
В сфере информационных технологий осуществляют деятельность инновационные высокотехнологичные компании: ЗАО "НПФ "Микран", ЗАО "ЭлеСи", АНО Центр развития информационных технологий "ИТ-планета", ЗАО "Русский САПР - Инновационные технологии", ЗАО "Элекард Девайсез" и другие.
Созданы инновационные территориальные кластеры "Информационные технологии и электроника Томской области" и "Фармацевтика, медицинская техника и информационные технологии Томска", реализующие проекты, оказывающие услуги и выпускающие продукцию в сферах информационных технологий и электроники.
Развитие информационных технологий в Томской области приобретает особое значение в современных экономических условиях, когда существует потребность в импортозамещении.
В Томской области реализуется комплексный проект в области информационных технологий "Информационно-коммуникационные системы Арктической зоны РФ", участниками которого выступают ТУСУР, ЗАО "НПФ "Микран", ЗАО "Элеси" и ЗАО "Элекард Девайсез".
7.9. Сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыбное хозяйство включает мясо-молочное животноводство, сбор дикорастущих и недревесных лесопродуктов и рыбоводство. Реализация производимого в Томской области сельскохозяйственного сырья будет осуществляться на региональном рынке для дальнейшей переработки.
Специализация сельского хозяйства Томской области на молочном животноводстве обусловлена климатическими условиями региона.
Развитию направления будет способствовать наличие пастбищ, кормовой и племенной базы с высокими показателями производительности, а также специализированной отраслевой государственной поддержки.
Для развития сферы сбора дикорастущих и недревесных лесопродуктов в регионе имеется сырьевая база с возможным объемом заготовки недревесных ресурсов до 400 тыс. тонн в год, пищевых ресурсов - более 50 тыс. тонн в год.
Для развития рыбоводства в регионе имеются водные ресурсы, позволяющие обеспечить разведение до 3000 тонн рыбы в год. Развитию данного направления будет способствовать специализированная отраслевая государственная поддержка, организация рыбоводных прудовых хозяйств, а также выведение рыбозаготовки и рыборазведения из теневого сектора и обеспечение переработки добытой продукции.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 № 778 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" на один год запрещен ввоз на территорию страны сельхозпродукции из США, стран Европейского союза, Канады, Австралии и Норвегии.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1948-р утвержден План мероприятий ("дорожная карта") по содействию импортозамещению в сельском хозяйстве на 2014 - 2015 годы, благодаря которому появились дополнительные возможности для развития импортозамещающей продукции в регионе.
Основными проектами в отрасли являются:
- строительство рыбоводно-воспроизводственного комплекса "Аквабиоцентр Томской области";
- создание централизованной сети заготовительных пунктов по закупу дикоросов, рыбы у населения (Томский облпотребсоюз);
- внедрение комплексной безотходной технологии переработки плодово-ягодного сырья (ООО ТПК "САВА");
- строительство молочно-товарной фермы под беспривязное содержание коров на 1000 голов (в том числе приобретение племенного молодняка) (СПК "Белосток");
- строительство фермы крупного рогатого скота молочного направления (СПК (колхоз) "Нелюбино");
- строительство молочного комплекса на 1800 голов (ООО "Агрофирма Межениновская");
- строительство убойных пунктов, цехов по переработке мяса (СППК "Каргалинский", КФХ "Старобахин Г.В.", СППК "Чилинское", ООО "КХ "Куендат", СПК "Кривошеинский").

8. ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ В РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ
"ТОЧЕК РОСТА"

8.1. Территориальное развитие Томской области предусматривает определение приоритетов инвестиционного развития муниципальных образований Томской области для достижения общих целей инвестиционного развития.
В сложившейся территориальной структуре расселения, размещения производительных сил с учетом их специализации на территории Томской области можно выделить три пояса развития:
- Южный пояс, включающий Томскую агломерацию (город Томск, ЗАТО Северск и Томский район), а также Кожевниковский, Шегарский, Асиновский, Зырянский, Первомайский и Тегульдетский районы;
- Центральный пояс, включающий Бакчарский, Верхнекетский, Колпашевский, Кривошеинский, Молчановский и Чаинский районы;
- Северный пояс, включающий города Кедровый и Стрежевой, а также Александровский, Каргасокский и Парабельский районы.
8.2. Томская агломерация, расположенная на территории Южного пояса, будет развиваться в соответствии с Концепцией социально-экономического и пространственно-территориального развития, утверждение которой запланировано на IV квартал 2015 года. Ключевым элементом развития агломерации станет реализация проекта "ИНО Томск 2020".
Томская агломерация станет основным местом привлечения инвестиций в обрабатывающие производства (химическая, атомная промышленность, машиностроение и производство пищевых продуктов) и новые отрасли, которые будут развиваться на современных промышленных площадках, на территории ОЭЗ ТВТ и промышленных (индустриальных) парков. Здесь будет осуществляться переработка части сырья, добываемого на территории региона, в том числе нефти и газа, недревесных лесных ресурсов, рыбы.
Значительный потенциал для инвестирования будет образован за счет создания с участием предприятий Госкорпорации "Росатом" неядерных производств в ЗАТО Северск: крупнотоннажного производства циркониевого концентрата и диоксида титана на базе сырья Туганского месторождения, новых химических источников тока и других.
Успешному развитию Томской агломерации также будет способствовать реализация проектов по улучшению транспортной доступности (реконструкция существующих и строительство новых дорог), созданию условий для активного отдыха и развлечений (создание туристско-рекреационного комплекса в районе центрального КПП г. Северска, развитие спортивной инфраструктуры).
В Томской агломерации будет сосредоточено более 46% всего объема инвестиций в основной капитал.
Реализация крупных инфраструктурных проектов (строительство Северной широтной дороги, завершение строительства автодороги межрегионального значения "Томск - Тайга" и др.) в значительной мере улучшит транспортно-географическое положение Томской агломерации, что будет способствовать развитию транспортно-логистических функций и созданию соответствующих организаций.
Развитие муниципальных районов Южного пояса, непосредственно примыкающих и тесно связанных с Томской агломерацией, в значительной мере будет определяться темпами экономического и демографического роста агломерации. В юго-западной части пояса (Кожевниковский и Шегарский районы) инвестиционная активность будет сосредоточена в агропромышленном комплексе, в юго-восточной части (Асиновский, Зырянский, Первомайский и Тегульдетский районы) инвестиции будут направляться преимущественно в развитие лесного комплекса и обработку древесины. Важным направлением станет заготовка и переработка недревесных лесных ресурсов, добываемых на территории данных муниципальных образований.
8.3. Северный пояс является наиболее удаленным и слабо связанным с Томской агломерацией. Инвестиции в муниципальные образования Томской области, входящие в данный пояс, будут направляться преимущественно на поддержание добычи нефти и газа, а также в освоение месторождений с трудноизвлекаемыми запасами углеводородного сырья.
Инвестиции в транспортную инфраструктуру связаны со строительством Северной широтной дороги, которая позволит развивать в данном поясе транспортно-логистические услуги.
Перспективным направлением является первичная переработка рыбы (заморозка).
8.4. В Центральном поясе сосредоточены наименее освоенные районы, развитие которых зависит от создания транзитной транспортной инфраструктуры межрегионального значения в рамках коридора "Южная Сибирь - Арктика".
Инвестиции здесь будут направляться преимущественно в сельское хозяйство, создание транзитной транспортной и энергетической инфраструктуры, заготовку и переработку дикорастущего сырья.

9. СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

9.1. Реализация Концепции предполагается в четыре этапа.
I этап реализации Концепции (2015 - 2017 годы) включает:
- создание благоприятных условий для привлечения инвесторов и ведения бизнеса в регионе;
- развитие имиджа Томской области как инвестиционно привлекательной территории;
- развитие инвестиционной инфраструктуры;
- реализацию намеченных крупных инвестиционных проектов с участием ОАО "Газпром", ОАО "Сибур", Госкорпорации "Росатом" и других организаций;
- реализацию намеченных инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной, транспортной, инженерной и коммуникационной инфраструктуры.
II этап реализации Концепции (2018 - 2020 годы) включает:
- поддержание благоприятных условий для привлечения инвесторов и ведения бизнеса в регионе;
- укрепление имиджа и признание Томской области как инвестиционно привлекательной территории;
- формирование долгосрочных отношений с крупными российскими инвесторами по приоритетным отраслям;
- формирование кластеров в приоритетных отраслях с развитием производств по цепочке добавленной стоимости;
- привлечение инвестиций, в том числе с применением схем ГЧП, в развитие социальной инфраструктуры;
- дальнейшее привлечение инвестиций в развитие транспортной, инженерной и коммуникационной инфраструктуры, соответствующее потребностям инвесторов в приоритетных отраслях.
III этап реализации Концепции (2021 - 2025 годы) включает:
- поддержание благоприятных условий для привлечения инвесторов и ведения бизнеса в регионе, поддержание имиджа Томской области в мире;
- формирование долгосрочных отношений с крупными иностранными инвесторами по приоритетным отраслям;
- развитие связей и кооперации между организациями различных кластеров в приоритетных отраслях;
- привлечение инвестиций в проекты, обеспечивающие развитие экономики знаний, создание высокопроизводительных рабочих мест;
- привлечение инвестиций в поддержание и развитие социальной, транспортной, инженерной и коммуникационной инфраструктуры, соответствующее потребностям инвесторов в приоритетных отраслях и обеспечивающее повышение качества жизни.
IV этап реализации Концепции (2026 - 2030 годы) включает:
- поддержание благоприятных условий для привлечения инвесторов и ведения бизнеса в регионе, поддержание имиджа Томской области в мире;
- достижение системной синергии от привлечения инвестиций в приоритетные отрасли, укрепление межотраслевой кооперации в приоритетных отраслях и межтерриториальной кооперации в рамках экономики Томской области, построенной в соответствии с моделью устойчивого развития;
- привлечение инвестиций в поддержание и развитие социальной, транспортной, инженерной и коммуникационной инфраструктуры, соответствующее потребностям инвесторов в приоритетных отраслях и обеспечивающее повышение качества жизни.

10. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ, УПРАВЛЕНИЕ
РЕАЛИЗАЦИЕЙ КОНЦЕПЦИИ И МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ
КОНЦЕПЦИИ

10.1. Организационное обеспечение реализации Концепции осуществляется посредством следующих инструментов:
- государственные программы Томской области;
- "дорожные карты" о сотрудничестве Томской области с вертикально-интегрированными российскими компаниями;
- План мероприятий ("дорожная карта") "Улучшение позиции Томской области в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата субъектов Российской Федерации на 2015 - 2017 годы".
10.2. Основными участниками реализации Концепции являются исполнительные органы государственной власти Томской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Томской области (по согласованию), представители бизнес-сообщества (по согласованию), кредитные и банковские организации (по согласованию), территориальные органы федеральных органов исполнительной власти по Томской области (по согласованию), инфраструктурные и ресурсоснабжающие организации (по согласованию).
10.3. Финансирование мероприятий Концепции планируется осуществлять за счет средств федерального бюджета (по согласованию), областного бюджета, бюджетов муниципальных образований (по согласованию), внебюджетных источников (по согласованию), включая средства частных инвесторов и институтов развития.
10.4. В целях обеспечения реализации Концепции Департаментом инвестиций Томской области в соответствии с распоряжением Губернатора Томской области от 16.01.2008 № 7-р формируется Каталог инвестиционных предложений и проектов Томской области.
10.5. Управление реализацией Концепции и мониторинг реализации Концепции осуществляет Департамент инвестиций Томской области.
Мониторинг производится ежегодно, в срок до 1 мая года, следующего за отчетным годом, на основании Перечня целевых показателей реализации Концепции. Отчетным документом по результатам мониторинга является аналитический отчет о ходе реализации Концепции, формируемый Департаментом инвестиций Томской области. Пересмотр Концепции осуществляется ежегодно с учетом изменения макроэкономической и социально-экономической ситуации в Томской области и Российской Федерации.

11. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ
ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ,
ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАНИЙ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ В ОБЛАСТИ УЛУЧШЕНИЯ
ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА В ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

11.1. Взаимодействие исполнительных органов государственной власти Томской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Томской области строится на основе следующих принципов:
- законность: взаимодействие строится на соблюдении и исполнении Конституции Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Томской области;
- гласность и открытость: представление полной информации о проведении инвестиционной политики и принимаемых решениях;
- соблюдение интересов сторон: соблюдение интересов населения муниципального образования, региона и инвесторов, осуществляющих деятельность на территории Томской области (муниципального образования Томской области);
- взаимное согласие: достижение обоюдного согласия органов местного самоуправления муниципальных образований Томской области и исполнительных органов государственной власти Томской области при выработке совместных решений по вопросам реализации инвестиционной политики;
- обеспечение ресурсами: при реализации вопросов, требующих совместного решения, органы местного самоуправления муниципальных образований Томской области и исполнительных органов государственной власти Томской области обеспечивают наличие и достаточность финансовых и материальных ресурсов для их решения.

12. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

12.1. В результате реализации Концепции инвестиционная активность сместится в сторону высокотехнологичных производств и перерабатывающей промышленности, промышленности высоких переделов. При этом в добывающей промышленности инвестиции будут направляться в освоение новых месторождений с использованием современных технологий, позволяя сохранять достигнутый уровень добычи.
В долгосрочной перспективе движение от преимущественно сырьевой экономики к экономике перерабатывающих производств будет сопровождаться привлечением инвестиций как в существующие производства, что позволит повысить их технологический уровень, увеличить объем выпуска и глубину переработки, так и в создание новых производств, обеспечивающих выпуск высокотехнологичной продукции.
Привлечение инвестиций в экономику Томской области позволит увеличить количество современных высокопроизводительных рабочих мест в существующих и новых для региона видах экономической деятельности.
Инвестиции в транспортную, инженерную и коммуникационную инфраструктуру позволят преодолеть существующие ограничения. Новые транспортные связи с соседними регионами позволят расширить рынки сбыта продукции для существующих предприятий и повысить привлекательность региона для инвесторов, желающих разместить новые производства на территории Томской области. Новые автодороги улучшат транспортную доступность внутри региона, способствуя более сбалансированному территориальному развитию.
Инвестиции в объекты социальной сферы позволят повысить качество образования, медицинского обслуживания, доступность объектов в сфере культуры и спорта, обеспечат высокий уровень безопасности, повышение качества жизни и создание условий для закрепления в регионе высококвалифицированных специалистов.
Благоприятные условия ведения бизнеса сделают Томскую область привлекательной для внешних и внутренних инвесторов.
В результате реализации Концепции:
- объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования увеличится в 1,2 раза к 2020 году, достигнув уровня 117 млрд руб. (в сопоставимых ценах 2013 года), в 1,9 раза - к 2030 году, достигнув уровня 196 млрд рублей (в сопоставимых ценах 2013 года);
- объем инвестиций в основной капитал в объекты социальной сферы составит в 2020 году 9 млрд рублей, в 2030 - 15 млрд рублей;
- объем инвестиций в основной капитал в объекты транспортной, инженерной и коммуникационной инфраструктуры составит в 2020 году 24 млрд рублей, в 2030 - 38 млрд рублей.
12.2. Перечень целевых показателей реализации Концепции по целям и задачам инвестиционного развития Томской области, а также их значения приведены в таблице.

Таблица

Перечень целевых показателей реализации Концепции

Цель/задача
Показатель
Значение показателя
2017 г.
2020 г.
2025 г.
2030 г.
Цель
Цель - создание благоприятного инвестиционного климата и активное привлечение инвестиций
Объем инвестиций в основной капитал по отношению к 2013 году (в сопоставимых ценах), %
98,4
120,0
160,8
192,0
Объем инвестиций в основной капитал на душу населения, тыс. рублей
110,2
119,7
142,4
174,8
Место Томской области в рейтинге инвестиционной привлекательности регионов Российской Федерации рейтингового агентства "Эксперт РА" по инвестиционному потенциалу
40
35
30
27
Место Томской области в рейтинге инвестиционной привлекательности регионов Российской Федерации рейтингового агентства "Эксперт РА" по инвестиционному риску
30
25
20
17
Задача 1
Улучшение инвестиционного климата и деловой среды
Рейтинг Томской области в Национальном рейтинге инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации
Группа II
Группа I
Группа I
Группа I
Процент выполнения плана конгрессно-выставочной деятельности, %
100
100
100
100
Задача 2
Привлечение инвестиций в создание и развитие инфраструктуры (социальной, транспортной, инженерной, коммуникационной)
Объем инвестиций в основной капитал в создание и развития инфраструктуры нарастающим итогом с 2015 года, млрд рублей, в том числе:
69
173
331
619
в создание и развитие социальной инфраструктуры, млрд рублей
22
46
106
168
в создание и развитие транспортной, инженерной и коммуникационной инфраструктуры, млрд рублей
47
127
225
451


------------------------------------------------------------------