Постановление Администрации Парабельского района от 06.10.2014 N 908а "Об утверждении основных направлений бюджетной и налоговой политики на 2015 год и на плановый период 2016 - 2017 годов"
АДМИНИСТРАЦИЯ ПАРАБЕЛЬСКОГО РАЙОНА
ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 октября 2014 г. № 908а
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ
ПОЛИТИКИ НА 2015 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2016 - 2017 ГОДОВ
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, со ст. 17 Положения "О бюджетном процессе в муниципальном образовании "Парабельский район", утвержденного решением Думы Парабельского района от 26.05.2011 № 19, и в целях разработки проекта решения Думы Парабельского района "О бюджете муниципального образования "Парабельский район" на 2015 год" и среднесрочного финансового плана на плановый период 2016 - 2017 годов постановляю:
1. Утвердить Основные направления бюджетной и налоговой политики на 2015 год и на плановый период 2016 - 2017 годов согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Структурным подразделениям Администрации муниципального образования "Парабельский район" при формировании расходов бюджета муниципального образования "Парабельский район" руководствоваться утвержденными основными направлениями бюджетной и налоговой политики на 2015 год и на плановый период 2016 - 2017 годов.
3. МКУ ОУФ - ФО Администрации Парабельского района разместить настоящее постановление на официальном сайте Администрации Парабельского района (http://www.parabel.tomsk.ru/) в раздел "Экономика и Финансы".
4. Контроль за исполнением возложить на первого заместителя Главы района Е.А.Рязанову.
Глава района
А.Л.КАРЛОВ
Приложение
к постановлению
Администрации Парабельского района
от 06.10.2014 № 908а
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "ПАРАБЕЛЬСКИЙ РАЙОН" НА 2015 ГОД
И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2016 И 2017 ГОДОВ
Основные направления бюджетной и налоговой политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов подготовлены в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования "Парабельский район" являются базой для формирования местного бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.
Формирование районного бюджета в среднесрочном периоде будет осуществляться на один год с одновременной разработкой среднесрочного финансового плана Парабельского муниципального района.
Основные направления бюджетной и налоговой политики определяют стратегию действий муниципального образования "Парабельский район" в части доходов, расходов бюджета, межбюджетных отношений и долговой политики. Основная цель - эффективное решение текущих задач и задач развития в соответствии со стратегией социально-экономического развития Парабельского района в условиях ограниченности бюджетных ресурсов.
Основные направления бюджетной и налоговой политики определены с учетом преемственности Основных направлений бюджетной и налоговой политики на 2014 - 2017 годы, Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2015 - 2017 годах, Основных направлений бюджетной политики Российской Федерации на 2015 год и плановый период 2016 - 2017 годов, Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2015 год и плановый период 2016 - 2017 годов.
Основная цель бюджетной и налоговой политики - эффективное решение текущих задач и задач развития в соответствии с приоритетами социально-экономического развития района в условиях ограниченности бюджетных ресурсов.
Следует отметить, что предстоящий 2015 год и последующие 2016 и 2017 годы не окажутся простыми, поэтому органы местного самоуправления района должны проводить ответственную налоговую и бюджетную политику, обеспечивающую максимальную эффективность бюджетных расходов и социально-экономическое развитие района.
Основное влияние на формирование бюджетной политики окажут:
- расширение сферы применения и повышение качества программно-целевых методов управления;
- переход к формированию программного бюджета;
- вступление в силу Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
1. ОСНОВНЫЕ ИТОГИ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ
ПОЛИТИКИ 2013 ГОДА - ОЖИДАЕМЫЕ ИТОГИ 2014 ГОДА
1.1. Основные итоги 2013 года
1.1.1. Итоги бюджетной политики в части расходов бюджета
Сохранена социальная направленность районного бюджета. Доля расходов районного бюджета на социальную сферу в 2013 году составила 61,2 процента, в 2012 году - 63,4 процента.
В целях недопущения наращивания кредиторской задолженности по принятым обязательствам (особенно по заработной плате и социальным выплатам) проводился мониторинг кредиторской задолженности получателей бюджетных средств.
По состоянию на 01.01.2014 просроченная кредиторская задолженность по бюджетной деятельности отсутствует.
Расходная часть консолидированного бюджета в 2013 году исполнена в сумме 698,8 млн руб., или 92,2% от утвержденного бюджета.
Отрасли социальной сферы в расходах консолидированного бюджета занимают 61,2% (427,7 млн руб.); расходы отраслей производственной сферы - 21,4% (149,5 млн руб.); расходы на содержание органов местного самоуправления составили 80,6 млн руб., или 11,5%; дотации муниципальным образованиям района - 7% (48,6 млн руб.), национальная оборона - 0,06% (0,4 млн руб.), прочие расходы составили 5,8%.
В 2013 году в рамках реализации Федерального закона № 83-ФЗ функционировало 13 бюджетных учреждений. Постоянным направлением деятельности органов местного самоуправления является оптимизация бюджетных расходов и повышение их эффективности.
В условиях ограниченности финансовых ресурсов предусматривалось первоочередное обеспечение выполнения действующих обязательств бюджета и реализации ряда приоритетных направлений политики района. Обоснования бюджетных ассигнований сформированы главными распорядителями бюджетных средств с учетом требований федерального и регионального бюджетного законодательства. Доля программных расходов бюджета в 2013 году составила 7,7 процента, в 2012 году - 7,3 процента.
1.1.2. Итоги налоговой политики и формирования
доходов бюджета
В консолидированный бюджет района в 2013 году поступило 714 млн рублей, что на 122 процента больше, чем в 2012 году.
В рамках реализации принятой налоговой политики в 2012 - 2013 годах:
- продолжила работу межведомственная комиссия по платежам в бюджет на муниципальном уровне;
- проводился мониторинг расчетов с районным бюджетом крупных и средних предприятий и организаций района с целью предотвращения сокращения платежей и роста задолженности по налогам;
- для выявления потенциала по увеличению доходной базы местного бюджета на территории района проводится работа по инвентаризации земельных участков, совместно проводимая органами исполнительной власти района, территориальными подразделениями федеральных органов власти.
1.1.3. Итоги долговой политики
На 01.01.2013 муниципальный долг отсутствовал, в течение 2013 года муниципальные заимствования не производились.
Расходы на обслуживание муниципального долга района в 2013 году не производили.
1.1.4. Итоги политики в сфере межбюджетных отношений
В 2013 году политика в части межбюджетных отношений была направлена на повышение финансовых возможностей муниципальных образований района на выполнение полномочий местного значения и, как следствие, выравнивание доступа граждан к качественным муниципальным услугам, предоставляемым за счет средств местных бюджетов, а также повышение качества финансового менеджмента муниципальных финансов.
Повышение финансовых возможностей муниципальных образований района в значительной степени достигалось за счет предоставления из областного бюджета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности и обеспечение сбалансированности бюджетов, а также субсидий и иных межбюджетных трансфертов.
В ходе исполнения местного бюджета в 2013 году с учетом своевременного финансирования дотаций органы местного самоуправления муниципального образования "Парабельский район" смогли обеспечить выполнение расходных обязательств в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и первоочередных социально значимых расходов. Не было допущено образования просроченной кредиторской задолженности по выплате заработной платы.
Итоги 2013 года по достижению целей и задач, предусмотренных основными направлениями бюджетной политики района на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов, в целом положительны.
1.1.5. Ожидаемые итоги 2014 года
В консолидированный бюджет района в 2014 году поступит доходов 611,0 миллионов рублей, что на 32,0 миллиона рублей, или 5% меньше плана.
Основные источниками формирования налоговых и неналоговых доходов районного бюджета в 2014 году:
- налог на доходы физических лиц (57,8% от общей суммы доходов бюджета);
- плата за негативное воздействие на окружающую среду (15,2%);
- арендная плата за земли (15%).
Сумма привлечения безвозмездных поступлений по договорам социального партнерства составит 25 миллионов рублей.
Консолидированный бюджет по расходам будет исполнен в сумме 669,0 миллионов рублей. Темп роста составит 97,1%.
Доля расходов социальной направленности в объеме всех расходов бюджета составит 64,3% (430 млн рублей), при этом расходы на образование (содержание детских садов, школ, учреждений дополнительного образования детей, расходы на молодежную политику и оздоровление детей) составят 49,8% (333 млн рублей).
В районе будет реализовано 19 муниципальных программ на сумму 30 миллионов рублей, рост к уровню 2013 года - 63,8%.
2. ЦЕЛИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2015 - 2017 ГОДЫ
Бюджетная политика как составная часть экономической политики района нацелена на повышение уровня и качества жизни населения через повышение уровня экономического развития и реализуется по следующим основным направлениям:
- формирование благоприятного инвестиционного климата и повышение эффективности использования мер государственной поддержки инвестиционной деятельности;
- обеспечение привлечения инвестиций в экономику района в объеме, необходимом для решения задач социально-экономического развития;
- развитие инфраструктуры как основы для экономического и социального развития района;
- повышение доступности и качества дошкольного и школьного образования;
- обеспечение экологически безопасных условий для проживания жителей района;
- повышение ценности здорового образа жизни у населения и развитие инфраструктуры здорового образа жизни;
- обеспечение комплексного развития территорий района с учетом существующего потенциала каждого сельского поселения.
Развитие экономики района за счет собственных средств необходимо сочетать с привлечением дополнительных источников финансирования. Масштабная и конкурентоспособная экономика обеспечивает комфортный уровень доходов жителей и необходимую для реализации социальных обязательств доходную часть бюджета района.
Основным инструментом достижения целей районной политики должны стать муниципальные программы, требования к которым вытекают из документов стратегического планирования, а объемы их финансового обеспечения устанавливаются в бюджете.
Бюджетная политика на 2015 - 2017 годы будет направлена на содействие социальному и экономическому развитию муниципального образования "Парабельский район".
При формировании и реализации бюджетной политики на 2015 год и плановый период 2016 - 2017 годов Администрация МО "Парабельский район" исходит из следующих основных целей:
1. Бюджетная политика должна стать более эффективным инструментом реализации социально-экономической политики района; должны быть четко определены объемы бюджетного финансирования, необходимые для достижения конкретных целей социально-экономической политики. Критерием оценки исполнения бюджета должна стать не фиксация расходования средств на те или иные цели, а достижение целей социально-экономической политики, на финансовое обеспечение которых направляются бюджетные средства. Если бюджетные средства израсходованы в полном, необходимом для реализации какой-то цели объеме, а цель достигнута не в полной мере, чем определено, то в каждом конкретном случае необходимо выявлять и устранять причины такого неэффективного использования бюджетных средств.
В целях повышения эффективности бюджетных расходов необходимо систематически проводить анализ их эффективности по каждому направлению и повысить ответственность руководителей структурных подразделений администрации (распорядителей и получателей бюджетных средств) за достижение поставленных целей.
Учитывая изменения в Бюджетном кодексе Российской Федерации в части формирования расходов на реализацию муниципальных программ, необходимо увеличить долю программных расходов в бюджете района.
Необходимо продолжить ограничение непервоочередных расходов. Новые расходные обязательства должны приниматься только на основе тщательной оценки их эффективности и при наличии ресурсов для их гарантированного исполнения.
2. Повышение качества предоставляемых населению муниципальных услуг. В условиях снижения объемов расходов бюджета необходимо обеспечить высокое качество муниципальных услуг и эффективное использование бюджетных средств.
Обеспечение нацеленности бюджетной системы на достижение конкретных результатов, повышение доступности и качества муниципальных услуг предусматривают изменения в правовом положении муниципальных учреждений, определенные Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2012.
3. Бюджетная политика как составная часть экономической политики нацелена на повышение качества жизни и конкурентоспособности экономики района и реализуется по следующим основным направлениям стратегии социально-экономического развития района:
- обеспечение нацеленности бюджетной системы на достижение конкретных результатов;
- безусловное финансовое обеспечение всех принятых расходных обязательств;
- повышение качества человеческого капитала (никакая модернизация не возможна без квалифицированных специалистов, без качественного образования и постоянного профессионального обучения);
- усиление работы с главными администраторами доходов бюджета в целях их участия в формировании и уточнении кассового плана и получения от них полной и достоверной бюджетной отчетности по администрируемым ими доходам бюджета;
- обеспечение совместной работы финансовых органов муниципальных образований с налогоплательщиками в целях максимальной мобилизации доходов в местные бюджеты. Особое внимание уделить недопущению роста задолженности по налоговым и неналоговым доходам;
- создание благоприятного экономического климата для функционирования хозяйствующих субъектов;
- совершенствование экономических условий для развития малого и среднего предпринимательства;
- финансовое оздоровление хозяйствующих субъектов посредством предоставления различных льгот в виде снижения арендных ставок;
- формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики и для создания конкурентоспособной продукции и услуг;
- усиление работы по повышению эффективности использования бюджетных средств, оптимизации расходов местных бюджетов, в том числе:
- создание условий и стимулов для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения ими внебюджетных источников финансового обеспечения, а также возможности по оптимизации подведомственной сети;
- повышение качества и доступности предоставления муниципальных услуг, оказываемых муниципальными учреждениями;
- недопущение увеличения штатной численности работников бюджетной сферы, органов местного самоуправления и количества бюджетных учреждений в течение финансового года по сравнению с численностью на 1 января текущего года, за исключением случаев, когда увеличение необходимо для реализации переданных в соответствии с законодательством государственных полномочий (в том числе за счет субвенций из областного бюджета);
- введение режима экономии электро- и теплоэнергии, расходных материалов, горюче-смазочных материалов, услуг связи и недопущение роста расходов на оплату коммунальных услуг за счет оптимизации их потребления и повышения энергоэффективности;
- обеспечение внедрения программно-целевых методов управления муниципальными финансами, среднесрочного бюджетного планирования;
- обеспечение осуществления расходов на содержание общеобразовательных учреждений на основании утвержденных органами местного самоуправления нормативов на одного обучающегося в муниципальных общеобразовательных учреждениях;
- обеспечение прозрачности и открытости бюджетного процесса;
- принятие мер по погашению сложившейся кредиторской задолженности и недопущению образования просроченной кредиторской задолженности по своим расходным обязательствам, а также просроченной задолженности по долговым обязательствам;
- принятие мер по ликвидации дебиторской задолженности и недопущению отвлечения бюджетных средств в авансирование работ, услуг и товаров.
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
В ЧАСТИ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА
При разработке мер в области бюджетной политики, которые предполагается реализовать в 2015 - 2017 годах, будет продолжена реализация целей и задач, предусмотренных в предыдущие годы.
Главной задачей бюджетной политики в области расходов остается обеспечение исполнения расходных обязательств. Выполнение действующих обязательств, особенно в части социальных расходов, является безусловным приоритетом бюджетной политики района.
В условиях нехватки собственных доходных источников принятие новых расходных обязательств должно основываться на определении приоритетов среди других вопросов местного значения, требующих решения. При этом решение социальных задач должно сочетаться с реализацией инвестиционной политики в направлениях, определенных Программой социально-экономического развития района.
В целях недопущения роста объема муниципального долга необходимо продолжать практику принятия бездефицитного бюджета. Дефицит может вводиться только при условии наличия реальных источников финансирования. Привлечение бюджетных кредитов из бюджетов других уровней должно рассматриваться с точки зрения минимизации расходов на обслуживание муниципального долга, также после всесторонней оценки возможности и необходимости заимствования.
Основные направления бюджетной политики обозначены в целях повышения эффективности бюджетных расходов, увеличения собственного доходного потенциала, что является основой для обеспечения исполнения вопросов местного значения в полном объеме, обеспечения развития комфортных условий для проживания в районе.
Формирование расходов местных бюджетов на 2015 - 2017 годы рекомендовано осуществлять без индексации с учетом оптимизационных мер согласно принятым Планам мероприятий по повышению эффективности (в том числе оптимизации) расходов местных бюджетов и совершенствованию долговой политики на 2014 год и на среднесрочную перспективу.
Основными приоритетами бюджетных расходов на 2015 год и плановый период 2016 - 2017 годов остаются обеспечение равного доступа населения к социальным услугам в сфере образования, культуры и спорта, повышение качества предоставляемых услуг.
В целях повышения качества и доступности образования расходы бюджета будут сформированы в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта, для чего будет предусмотрено:
- сохранение принципа бесплатного и общедоступного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и дошкольного образования;
- организация полноценного здорового отдыха учащихся в каникулярное время в рамках целевой программы организации отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков на территории Парабельского района;
- развитие дополнительного образования.
Приоритетом в области молодежной политики является программа "Реализация молодежной политики на территории Парабельского района на 2011 - 2015 годы", включающая в себя мероприятия по предоставлению социальных выплат молодым семьям на приобретение жилья в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" "ФЦП "Жилище"; развитие общественной молодежной инициативы, патриотическое воспитание молодежи.
В сфере социальной защиты населения продолжат финансироваться за счет средств бюджета МО "Парабельский район" мероприятия по организации временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, мероприятия развития общественных работ, в том числе для граждан, испытывающих трудности в поиске работы; обеспечение доступности реабилитационных услуг для детей-инвалидов на территории Парабельского района в рамках подпрограммы "Дружим и растем - вместе".
В сфере культуры средства бюджета будут направлены на сохранение и развитие учреждений культуры, развитие творческого потенциала района, создание условий для улучшения качества предоставляемых услуг учреждениями культуры, укрепление их материально-технической базы.
Бюджетные ассигнования, направляемые на физическую культуру и спорт, должны обеспечить развитие физической культуры и массового спорта в районе, доступность занятий спортом для всего населения. Основные усилия в этих сферах будут направлены на организацию физкультурных и спортивных мероприятий, участие спортсменов района в выездных соревнованиях, укрепление материальной базы детской юношеской спортивной школы и строительство объектов для массового занятия спортом.
При формировании бюджета текущих обязательств приоритетными расходами должны стать расходы на улучшение условий жизни человека, адресное решение социальных проблем, повышение качества государственных и муниципальных услуг.
В условиях роста социальной нагрузки на бюджет сохраняется задача повышения эффективности расходов на действующие обязательства и последовательное сокращение этих расходов на основе инвентаризации и оптимизации.
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
И ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА НА 2015 - 2017 ГОДЫ
Формирование доходной части бюджета района основано на действующем налоговом и бюджетном законодательствах, налоговом потенциале территории, прогнозе администраторов платежей в бюджет района.
В целях обеспечения долгосрочной сбалансированности местных бюджетов, а также сохранения устойчивости региональной бюджетной системы рекомендовано составлять проекты местных бюджетов на 2015 - 2017 годы без дефицита.
При этом остатки нецелевых средств местных бюджетов, сложившиеся на 1 января очередного финансового года и планового периода, необходимо использовать только в качестве возможного резерва для финансирования внепланового дефицита местных бюджетов в случае ухудшения ситуации с поступлением доходов в течение финансового года.
При формировании доходной части местных бюджетов рекомендовано применять следующие индексы потребительских цен по Томской области:
2015 год - 105,4%, 2016 год - 104,7%, 2017 год - 104,4%.
Кроме того, в соответствии с БК РФ в доходы местных бюджетов будут поступать доходы от акцизов на нефтепродукты по дифференцированным нормативам отчислений, рассчитанным исходя из протяженности автомобильных дорог местного значения, находящихся в собственности муниципальных образований, и налог на доходы физических лиц, рассчитанный по дифференцированным нормативам взамен части дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов и городов.
Основными направлениями налоговой политики на предстоящий период остаются:
- повышение качества администрирования налоговых и неналоговых доходов бюджета района;
- продолжение работы по сокращению задолженности по налогам и сборам перед бюджетом района;
- постоянная работа над увеличением доходной части бюджета района.
Значительное внимание будет уделяться обеспечению эффективности управления муниципальной собственностью и увеличению доходов от ее использования.
Основной резерв роста собственных доходов местных бюджетов - работа по инвентаризации земельных участков для вовлечения в налогообложение всех имеющихся ресурсов.
Актуальным останется вовлечение в арендные отношения дополнительных земельных участков и объектов недвижимости.
При формировании районного бюджета на 2015 год необходимо обеспечить усиление социальной направленности и сохранение инвестиционной направленности бюджета района с учетом специфики потребностей территорий района.
Основные задачи налоговой политики в трехлетней перспективе 2015 - 2017 годов:
- увеличение доходной базы местных бюджетов;
- стимулирование деловой активности в реальном секторе экономики;
- содействие совершенствованию администрирования доходов, формирующих бюджет района.
Исходя из поставленных задач органы местного самоуправления будут вести работу по следующим направлениям:
- обеспечение инвестиционной привлекательности района;
- совершенствование деятельности главных администраторов доходов бюджета в части планирования и обеспечения поступления доходов в бюджет. Особое внимание должно быть уделено сокращению задолженности и недоимки по платежам. Будет продолжена работа межведомственной комиссии по укреплению налоговой дисциплины в составе представителей налоговых органов, финансовых органов, структурных подразделений местных органов власти. Целесообразно осуществление финансовыми органами мониторинга своевременности уплаты налога на доходы физических лиц с целью оперативного выявления просрочки платежей и принятия мер для ликвидации задолженности.
В отношении неналоговых доходов необходимо повышение эффективности контроля использования имущества, находящегося в собственности района, проведение своевременной претензионно-исковой работы с неплательщиками указанных платежей и осуществление мер принудительного взыскания задолженности;
- увеличение доходной базы местных бюджетов за счет обеспечения полноты формирования налоговой базы по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц. Будет продолжена работа по инвентаризации земельных участков, присвоению им адресов в соответствии с классификатором адресов Российской Федерации, выверке баз данных регистрирующих, налоговых и местных органов власти. В связи с объемом и сложностью работ, требующих специальных знаний и специального программного обеспечения, а также для достижения максимального эффекта требуется привлечение специализированных организаций и централизованное проведение инвентаризации земель;
- взаимодействие с налогоплательщиками района по вопросам взаимовыгодного сотрудничества с целью обеспечения своевременного поступления платежей в бюджет, увеличения налогооблагаемой базы, стабилизации финансового состояния организаций.
5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ
Стратегическая задача в области управления муниципальным долгом будет заключаться в осуществлении взвешенной долговой политики.
Долговая политика является неотъемлемой частью бюджетной политики района. Поскольку муниципальные заимствования продолжают оставаться необходимыми для обеспечения выполнения принятых бюджетных и долговых обязательств, то остается актуальным проведение ответственной и взвешенной политики в сфере муниципального долга района.
Долговая политика района на период 2015 - 2017 годов будет направлена на обеспечение сбалансированности районного бюджета и недопущение неоправданного роста муниципального долга.
Основной задачей проводимой районом долговой политики является минимизация расходов на обслуживание муниципального долга и сохранение объема долговых обязательств на экономически безопасном уровне с учетом всех возможных рисков.
Политика в области муниципального долга 2015 - 2017 годы будет направлена на обеспечение сбалансированности местного бюджета.
Кроме того, одной из составляющих долговой политики является эффективное управление муниципальным долгом, включающего в себя соблюдение установленных законодательством ограничений предельного объема муниципального долга и расходов на обслуживание муниципального долга.
6. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ
В целях эффективности расходования бюджетных средств проводится внутренний и внешний анализ расходов бюджета. Основными направлениями деятельности в сфере финансового контроля являются:
- контроль за соблюдением бюджетного законодательства главными распорядителями и получателями бюджетных средств, в том числе соблюдение условий софинансирования в части представления субсидий областным бюджетом на решение вопросов местного значения;
- осуществление предварительного контроля за целевым использованием средств районного бюджета при казначейском исполнении бюджета;
- контроль за обязательствами, принимаемыми подведомственными получателями средств районного бюджета, в том числе контроль за соответствием заключаемых муниципальных контрактов доведенным объемам лимитов бюджетных обязательств;
- соблюдение установленных требований к ведению бюджетного учета, составлению и представлению бюджетной отчетности;
- соблюдение законодательства Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Осуществление финансового контроля должно быть направлено на повышение качества финансового менеджмента и затрагивать вопросы эффективности использования средств районного бюджета.
Контроль за целевым расходованием бюджетных средств должен сопровождаться содержательным анализом достигнутых результатов, оценкой эффективности использования бюджетных средств. Его содержание должно состоять не только в констатации фактов выделения и расходования средств бюджета, но и в подтверждении достижения эффекта, на который рассчитывали при принятии решений об их выделении.
Особое внимание должно быть уделено контролю за:
- отсутствием кредиторской задолженности по принятым бюджетным обязательствам, в первую очередь по заработной плате и коммунальным услугам;
- обоснованностью ценообразования на оплачиваемые из бюджета работы, услуги, товары;
- использованием предоставляемых за счет бюджета бюджетных инвестиций;
- полнотой и своевременностью представляемой отчетности.
7. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИКИ
В СФЕРЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Межбюджетные отношения на 2015 - 2017 годы будут формироваться в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, Законом Томской области от 13.08.2007 № 170-ОЗ "О межбюджетных отношениях в Томской области".
Федеральным законом от 27.05.2014 № 136-ФЗ существенно изменен перечень решаемых вопросов местного значения между типами муниципальных образований. Данные изменения влияют на Методику расчета и распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из районного фонда финансовой поддержки поселений. В целях сохранения сложившихся межбюджетных отношений в настоящее время на региональном уровне рассматривается вопрос о принятии соответствующего закона Томской области, закрепляющего за сельскими поселениями отдельные вопросы местного значения из числа вопросов местного значения муниципальных районов.
В 2015 - 2017 годы за счет средств областного бюджета предусматриваются межбюджетные трансферты муниципальным районам в разрезе государственных программ Томской области. Межбюджетные трансферты предусматривают объемы бюджетных ассигнований на 2015 - 2017 годы на исполнение действующих расходных обязательств (без расходов на осуществление бюджетных инвестиций и федеральных средств).
Основными задачами в области регулирования межбюджетных отношений в муниципальном образовании останутся:
- повышение уровня жизнеобеспечения населения;
- формирование устойчивой собственной доходной базы местных бюджетов, создание стимулов по ее наращиванию;
- создание условий для сбалансированности местных бюджетов;
- определение приоритетных направлений развития муниципальных образований;
- создание стимулов для улучшения качества управления муниципальными финансами, повышения эффективности расходования бюджетных средств;
- укрепление финансовой дисциплины муниципальных образований района, достижение условий соблюдения органами местного самоуправления муниципальных образований района бюджетного законодательства;
- усиление заинтересованности органов местного самоуправления в улучшении качества управления муниципальными финансами и повышении эффективности расходов местных бюджетов.
В целях решения поставленных задач планируется:
- продолжить практику заключения с муниципальными образованиями с/п соглашений о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений доходов в местные бюджеты в целях повышения ответственности органов местного самоуправления муниципальных образований с/п за проводимую бюджетную политику.
Особое внимание будет уделяться работе, направленной на повышение финансовой дисциплины органов местного самоуправления поселений, улучшение показателей местных бюджетов, а также контролю соблюдения основных условий предоставления межбюджетных трансфертов из районного бюджета.
Важным элементом межбюджетных отношений является мониторинг качества управления муниципальными финансами, в том числе в сфере перехода к программно-целевым методам организации бюджетного процесса.
Органам местного самоуправления следует обеспечить адекватную доходным возможностям корректировку расходов, предполагающую осуществление следующих мер:
- инвентаризация и оптимизация расходов местных бюджетов, в том числе оптимизация расходов на содержание бюджетной сферы и органов местного самоуправления; обеспечение реструктуризации сети бюджетных учреждений при условии сохранения качества и объемов муниципальных услуг;
- обеспечение жесткого режима экономного и рационального использования бюджетных средств;
- недопущение кредиторской задолженности по принятым обязательствам, в первую очередь по заработной плате.
Основной акцент в работе органов местного самоуправления на 2015 - 2017 годах должен заключаться в увеличении собственных доходов, максимально эффективном использовании имеющихся в их распоряжении финансовых ресурсов и повышении качества управления муниципальными финансами. В этих целях необходим переход на программную структуру местного бюджета. Показатель охвата расходов ведомственными и муниципальными целевыми программами будет учитываться при оценке эффективности работы органов местного самоуправления.
И.о. заместителя Главы района -
Управляющего делами
С.Н.КАРЛИНА
------------------------------------------------------------------
АДМИНИСТРАЦИЯ ПАРАБЕЛЬСКОГО РАЙОНА
ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 октября 2014 г. № 908а
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ
ПОЛИТИКИ НА 2015 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2016 - 2017 ГОДОВ
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, со ст. 17 Положения "О бюджетном процессе в муниципальном образовании "Парабельский район", утвержденного решением Думы Парабельского района от 26.05.2011 № 19, и в целях разработки проекта решения Думы Парабельского района "О бюджете муниципального образования "Парабельский район" на 2015 год" и среднесрочного финансового плана на плановый период 2016 - 2017 годов постановляю:
1. Утвердить Основные направления бюджетной и налоговой политики на 2015 год и на плановый период 2016 - 2017 годов согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Структурным подразделениям Администрации муниципального образования "Парабельский район" при формировании расходов бюджета муниципального образования "Парабельский район" руководствоваться утвержденными основными направлениями бюджетной и налоговой политики на 2015 год и на плановый период 2016 - 2017 годов.
3. МКУ ОУФ - ФО Администрации Парабельского района разместить настоящее постановление на официальном сайте Администрации Парабельского района (http://www.parabel.tomsk.ru/) в раздел "Экономика и Финансы".
4. Контроль за исполнением возложить на первого заместителя Главы района Е.А.Рязанову.
Глава района
А.Л.КАРЛОВ
Приложение
к постановлению
Администрации Парабельского района
от 06.10.2014 № 908а
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "ПАРАБЕЛЬСКИЙ РАЙОН" НА 2015 ГОД
И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2016 И 2017 ГОДОВ
Основные направления бюджетной и налоговой политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов подготовлены в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования "Парабельский район" являются базой для формирования местного бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.
Формирование районного бюджета в среднесрочном периоде будет осуществляться на один год с одновременной разработкой среднесрочного финансового плана Парабельского муниципального района.
Основные направления бюджетной и налоговой политики определяют стратегию действий муниципального образования "Парабельский район" в части доходов, расходов бюджета, межбюджетных отношений и долговой политики. Основная цель - эффективное решение текущих задач и задач развития в соответствии со стратегией социально-экономического развития Парабельского района в условиях ограниченности бюджетных ресурсов.
Основные направления бюджетной и налоговой политики определены с учетом преемственности Основных направлений бюджетной и налоговой политики на 2014 - 2017 годы, Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2015 - 2017 годах, Основных направлений бюджетной политики Российской Федерации на 2015 год и плановый период 2016 - 2017 годов, Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2015 год и плановый период 2016 - 2017 годов.
Основная цель бюджетной и налоговой политики - эффективное решение текущих задач и задач развития в соответствии с приоритетами социально-экономического развития района в условиях ограниченности бюджетных ресурсов.
Следует отметить, что предстоящий 2015 год и последующие 2016 и 2017 годы не окажутся простыми, поэтому органы местного самоуправления района должны проводить ответственную налоговую и бюджетную политику, обеспечивающую максимальную эффективность бюджетных расходов и социально-экономическое развитие района.
Основное влияние на формирование бюджетной политики окажут:
- расширение сферы применения и повышение качества программно-целевых методов управления;
- переход к формированию программного бюджета;
- вступление в силу Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
1. ОСНОВНЫЕ ИТОГИ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ
ПОЛИТИКИ 2013 ГОДА - ОЖИДАЕМЫЕ ИТОГИ 2014 ГОДА
1.1. Основные итоги 2013 года
1.1.1. Итоги бюджетной политики в части расходов бюджета
Сохранена социальная направленность районного бюджета. Доля расходов районного бюджета на социальную сферу в 2013 году составила 61,2 процента, в 2012 году - 63,4 процента.
В целях недопущения наращивания кредиторской задолженности по принятым обязательствам (особенно по заработной плате и социальным выплатам) проводился мониторинг кредиторской задолженности получателей бюджетных средств.
По состоянию на 01.01.2014 просроченная кредиторская задолженность по бюджетной деятельности отсутствует.
Расходная часть консолидированного бюджета в 2013 году исполнена в сумме 698,8 млн руб., или 92,2% от утвержденного бюджета.
Отрасли социальной сферы в расходах консолидированного бюджета занимают 61,2% (427,7 млн руб.); расходы отраслей производственной сферы - 21,4% (149,5 млн руб.); расходы на содержание органов местного самоуправления составили 80,6 млн руб., или 11,5%; дотации муниципальным образованиям района - 7% (48,6 млн руб.), национальная оборона - 0,06% (0,4 млн руб.), прочие расходы составили 5,8%.
В 2013 году в рамках реализации Федерального закона № 83-ФЗ функционировало 13 бюджетных учреждений. Постоянным направлением деятельности органов местного самоуправления является оптимизация бюджетных расходов и повышение их эффективности.
В условиях ограниченности финансовых ресурсов предусматривалось первоочередное обеспечение выполнения действующих обязательств бюджета и реализации ряда приоритетных направлений политики района. Обоснования бюджетных ассигнований сформированы главными распорядителями бюджетных средств с учетом требований федерального и регионального бюджетного законодательства. Доля программных расходов бюджета в 2013 году составила 7,7 процента, в 2012 году - 7,3 процента.
1.1.2. Итоги налоговой политики и формирования
доходов бюджета
В консолидированный бюджет района в 2013 году поступило 714 млн рублей, что на 122 процента больше, чем в 2012 году.
В рамках реализации принятой налоговой политики в 2012 - 2013 годах:
- продолжила работу межведомственная комиссия по платежам в бюджет на муниципальном уровне;
- проводился мониторинг расчетов с районным бюджетом крупных и средних предприятий и организаций района с целью предотвращения сокращения платежей и роста задолженности по налогам;
- для выявления потенциала по увеличению доходной базы местного бюджета на территории района проводится работа по инвентаризации земельных участков, совместно проводимая органами исполнительной власти района, территориальными подразделениями федеральных органов власти.
1.1.3. Итоги долговой политики
На 01.01.2013 муниципальный долг отсутствовал, в течение 2013 года муниципальные заимствования не производились.
Расходы на обслуживание муниципального долга района в 2013 году не производили.
1.1.4. Итоги политики в сфере межбюджетных отношений
В 2013 году политика в части межбюджетных отношений была направлена на повышение финансовых возможностей муниципальных образований района на выполнение полномочий местного значения и, как следствие, выравнивание доступа граждан к качественным муниципальным услугам, предоставляемым за счет средств местных бюджетов, а также повышение качества финансового менеджмента муниципальных финансов.
Повышение финансовых возможностей муниципальных образований района в значительной степени достигалось за счет предоставления из областного бюджета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности и обеспечение сбалансированности бюджетов, а также субсидий и иных межбюджетных трансфертов.
В ходе исполнения местного бюджета в 2013 году с учетом своевременного финансирования дотаций органы местного самоуправления муниципального образования "Парабельский район" смогли обеспечить выполнение расходных обязательств в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и первоочередных социально значимых расходов. Не было допущено образования просроченной кредиторской задолженности по выплате заработной платы.
Итоги 2013 года по достижению целей и задач, предусмотренных основными направлениями бюджетной политики района на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов, в целом положительны.
1.1.5. Ожидаемые итоги 2014 года
В консолидированный бюджет района в 2014 году поступит доходов 611,0 миллионов рублей, что на 32,0 миллиона рублей, или 5% меньше плана.
Основные источниками формирования налоговых и неналоговых доходов районного бюджета в 2014 году:
- налог на доходы физических лиц (57,8% от общей суммы доходов бюджета);
- плата за негативное воздействие на окружающую среду (15,2%);
- арендная плата за земли (15%).
Сумма привлечения безвозмездных поступлений по договорам социального партнерства составит 25 миллионов рублей.
Консолидированный бюджет по расходам будет исполнен в сумме 669,0 миллионов рублей. Темп роста составит 97,1%.
Доля расходов социальной направленности в объеме всех расходов бюджета составит 64,3% (430 млн рублей), при этом расходы на образование (содержание детских садов, школ, учреждений дополнительного образования детей, расходы на молодежную политику и оздоровление детей) составят 49,8% (333 млн рублей).
В районе будет реализовано 19 муниципальных программ на сумму 30 миллионов рублей, рост к уровню 2013 года - 63,8%.
2. ЦЕЛИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2015 - 2017 ГОДЫ
Бюджетная политика как составная часть экономической политики района нацелена на повышение уровня и качества жизни населения через повышение уровня экономического развития и реализуется по следующим основным направлениям:
- формирование благоприятного инвестиционного климата и повышение эффективности использования мер государственной поддержки инвестиционной деятельности;
- обеспечение привлечения инвестиций в экономику района в объеме, необходимом для решения задач социально-экономического развития;
- развитие инфраструктуры как основы для экономического и социального развития района;
- повышение доступности и качества дошкольного и школьного образования;
- обеспечение экологически безопасных условий для проживания жителей района;
- повышение ценности здорового образа жизни у населения и развитие инфраструктуры здорового образа жизни;
- обеспечение комплексного развития территорий района с учетом существующего потенциала каждого сельского поселения.
Развитие экономики района за счет собственных средств необходимо сочетать с привлечением дополнительных источников финансирования. Масштабная и конкурентоспособная экономика обеспечивает комфортный уровень доходов жителей и необходимую для реализации социальных обязательств доходную часть бюджета района.
Основным инструментом достижения целей районной политики должны стать муниципальные программы, требования к которым вытекают из документов стратегического планирования, а объемы их финансового обеспечения устанавливаются в бюджете.
Бюджетная политика на 2015 - 2017 годы будет направлена на содействие социальному и экономическому развитию муниципального образования "Парабельский район".
При формировании и реализации бюджетной политики на 2015 год и плановый период 2016 - 2017 годов Администрация МО "Парабельский район" исходит из следующих основных целей:
1. Бюджетная политика должна стать более эффективным инструментом реализации социально-экономической политики района; должны быть четко определены объемы бюджетного финансирования, необходимые для достижения конкретных целей социально-экономической политики. Критерием оценки исполнения бюджета должна стать не фиксация расходования средств на те или иные цели, а достижение целей социально-экономической политики, на финансовое обеспечение которых направляются бюджетные средства. Если бюджетные средства израсходованы в полном, необходимом для реализации какой-то цели объеме, а цель достигнута не в полной мере, чем определено, то в каждом конкретном случае необходимо выявлять и устранять причины такого неэффективного использования бюджетных средств.
В целях повышения эффективности бюджетных расходов необходимо систематически проводить анализ их эффективности по каждому направлению и повысить ответственность руководителей структурных подразделений администрации (распорядителей и получателей бюджетных средств) за достижение поставленных целей.
Учитывая изменения в Бюджетном кодексе Российской Федерации в части формирования расходов на реализацию муниципальных программ, необходимо увеличить долю программных расходов в бюджете района.
Необходимо продолжить ограничение непервоочередных расходов. Новые расходные обязательства должны приниматься только на основе тщательной оценки их эффективности и при наличии ресурсов для их гарантированного исполнения.
2. Повышение качества предоставляемых населению муниципальных услуг. В условиях снижения объемов расходов бюджета необходимо обеспечить высокое качество муниципальных услуг и эффективное использование бюджетных средств.
Обеспечение нацеленности бюджетной системы на достижение конкретных результатов, повышение доступности и качества муниципальных услуг предусматривают изменения в правовом положении муниципальных учреждений, определенные Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2012.
3. Бюджетная политика как составная часть экономической политики нацелена на повышение качества жизни и конкурентоспособности экономики района и реализуется по следующим основным направлениям стратегии социально-экономического развития района:
- обеспечение нацеленности бюджетной системы на достижение конкретных результатов;
- безусловное финансовое обеспечение всех принятых расходных обязательств;
- повышение качества человеческого капитала (никакая модернизация не возможна без квалифицированных специалистов, без качественного образования и постоянного профессионального обучения);
- усиление работы с главными администраторами доходов бюджета в целях их участия в формировании и уточнении кассового плана и получения от них полной и достоверной бюджетной отчетности по администрируемым ими доходам бюджета;
- обеспечение совместной работы финансовых органов муниципальных образований с налогоплательщиками в целях максимальной мобилизации доходов в местные бюджеты. Особое внимание уделить недопущению роста задолженности по налоговым и неналоговым доходам;
- создание благоприятного экономического климата для функционирования хозяйствующих субъектов;
- совершенствование экономических условий для развития малого и среднего предпринимательства;
- финансовое оздоровление хозяйствующих субъектов посредством предоставления различных льгот в виде снижения арендных ставок;
- формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики и для создания конкурентоспособной продукции и услуг;
- усиление работы по повышению эффективности использования бюджетных средств, оптимизации расходов местных бюджетов, в том числе:
- создание условий и стимулов для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения ими внебюджетных источников финансового обеспечения, а также возможности по оптимизации подведомственной сети;
- повышение качества и доступности предоставления муниципальных услуг, оказываемых муниципальными учреждениями;
- недопущение увеличения штатной численности работников бюджетной сферы, органов местного самоуправления и количества бюджетных учреждений в течение финансового года по сравнению с численностью на 1 января текущего года, за исключением случаев, когда увеличение необходимо для реализации переданных в соответствии с законодательством государственных полномочий (в том числе за счет субвенций из областного бюджета);
- введение режима экономии электро- и теплоэнергии, расходных материалов, горюче-смазочных материалов, услуг связи и недопущение роста расходов на оплату коммунальных услуг за счет оптимизации их потребления и повышения энергоэффективности;
- обеспечение внедрения программно-целевых методов управления муниципальными финансами, среднесрочного бюджетного планирования;
- обеспечение осуществления расходов на содержание общеобразовательных учреждений на основании утвержденных органами местного самоуправления нормативов на одного обучающегося в муниципальных общеобразовательных учреждениях;
- обеспечение прозрачности и открытости бюджетного процесса;
- принятие мер по погашению сложившейся кредиторской задолженности и недопущению образования просроченной кредиторской задолженности по своим расходным обязательствам, а также просроченной задолженности по долговым обязательствам;
- принятие мер по ликвидации дебиторской задолженности и недопущению отвлечения бюджетных средств в авансирование работ, услуг и товаров.
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
В ЧАСТИ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА
При разработке мер в области бюджетной политики, которые предполагается реализовать в 2015 - 2017 годах, будет продолжена реализация целей и задач, предусмотренных в предыдущие годы.
Главной задачей бюджетной политики в области расходов остается обеспечение исполнения расходных обязательств. Выполнение действующих обязательств, особенно в части социальных расходов, является безусловным приоритетом бюджетной политики района.
В условиях нехватки собственных доходных источников принятие новых расходных обязательств должно основываться на определении приоритетов среди других вопросов местного значения, требующих решения. При этом решение социальных задач должно сочетаться с реализацией инвестиционной политики в направлениях, определенных Программой социально-экономического развития района.
В целях недопущения роста объема муниципального долга необходимо продолжать практику принятия бездефицитного бюджета. Дефицит может вводиться только при условии наличия реальных источников финансирования. Привлечение бюджетных кредитов из бюджетов других уровней должно рассматриваться с точки зрения минимизации расходов на обслуживание муниципального долга, также после всесторонней оценки возможности и необходимости заимствования.
Основные направления бюджетной политики обозначены в целях повышения эффективности бюджетных расходов, увеличения собственного доходного потенциала, что является основой для обеспечения исполнения вопросов местного значения в полном объеме, обеспечения развития комфортных условий для проживания в районе.
Формирование расходов местных бюджетов на 2015 - 2017 годы рекомендовано осуществлять без индексации с учетом оптимизационных мер согласно принятым Планам мероприятий по повышению эффективности (в том числе оптимизации) расходов местных бюджетов и совершенствованию долговой политики на 2014 год и на среднесрочную перспективу.
Основными приоритетами бюджетных расходов на 2015 год и плановый период 2016 - 2017 годов остаются обеспечение равного доступа населения к социальным услугам в сфере образования, культуры и спорта, повышение качества предоставляемых услуг.
В целях повышения качества и доступности образования расходы бюджета будут сформированы в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта, для чего будет предусмотрено:
- сохранение принципа бесплатного и общедоступного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и дошкольного образования;
- организация полноценного здорового отдыха учащихся в каникулярное время в рамках целевой программы организации отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков на территории Парабельского района;
- развитие дополнительного образования.
Приоритетом в области молодежной политики является программа "Реализация молодежной политики на территории Парабельского района на 2011 - 2015 годы", включающая в себя мероприятия по предоставлению социальных выплат молодым семьям на приобретение жилья в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" "ФЦП "Жилище"; развитие общественной молодежной инициативы, патриотическое воспитание молодежи.
В сфере социальной защиты населения продолжат финансироваться за счет средств бюджета МО "Парабельский район" мероприятия по организации временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, мероприятия развития общественных работ, в том числе для граждан, испытывающих трудности в поиске работы; обеспечение доступности реабилитационных услуг для детей-инвалидов на территории Парабельского района в рамках подпрограммы "Дружим и растем - вместе".
В сфере культуры средства бюджета будут направлены на сохранение и развитие учреждений культуры, развитие творческого потенциала района, создание условий для улучшения качества предоставляемых услуг учреждениями культуры, укрепление их материально-технической базы.
Бюджетные ассигнования, направляемые на физическую культуру и спорт, должны обеспечить развитие физической культуры и массового спорта в районе, доступность занятий спортом для всего населения. Основные усилия в этих сферах будут направлены на организацию физкультурных и спортивных мероприятий, участие спортсменов района в выездных соревнованиях, укрепление материальной базы детской юношеской спортивной школы и строительство объектов для массового занятия спортом.
При формировании бюджета текущих обязательств приоритетными расходами должны стать расходы на улучшение условий жизни человека, адресное решение социальных проблем, повышение качества государственных и муниципальных услуг.
В условиях роста социальной нагрузки на бюджет сохраняется задача повышения эффективности расходов на действующие обязательства и последовательное сокращение этих расходов на основе инвентаризации и оптимизации.
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
И ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА НА 2015 - 2017 ГОДЫ
Формирование доходной части бюджета района основано на действующем налоговом и бюджетном законодательствах, налоговом потенциале территории, прогнозе администраторов платежей в бюджет района.
В целях обеспечения долгосрочной сбалансированности местных бюджетов, а также сохранения устойчивости региональной бюджетной системы рекомендовано составлять проекты местных бюджетов на 2015 - 2017 годы без дефицита.
При этом остатки нецелевых средств местных бюджетов, сложившиеся на 1 января очередного финансового года и планового периода, необходимо использовать только в качестве возможного резерва для финансирования внепланового дефицита местных бюджетов в случае ухудшения ситуации с поступлением доходов в течение финансового года.
При формировании доходной части местных бюджетов рекомендовано применять следующие индексы потребительских цен по Томской области:
2015 год - 105,4%, 2016 год - 104,7%, 2017 год - 104,4%.
Кроме того, в соответствии с БК РФ в доходы местных бюджетов будут поступать доходы от акцизов на нефтепродукты по дифференцированным нормативам отчислений, рассчитанным исходя из протяженности автомобильных дорог местного значения, находящихся в собственности муниципальных образований, и налог на доходы физических лиц, рассчитанный по дифференцированным нормативам взамен части дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов и городов.
Основными направлениями налоговой политики на предстоящий период остаются:
- повышение качества администрирования налоговых и неналоговых доходов бюджета района;
- продолжение работы по сокращению задолженности по налогам и сборам перед бюджетом района;
- постоянная работа над увеличением доходной части бюджета района.
Значительное внимание будет уделяться обеспечению эффективности управления муниципальной собственностью и увеличению доходов от ее использования.
Основной резерв роста собственных доходов местных бюджетов - работа по инвентаризации земельных участков для вовлечения в налогообложение всех имеющихся ресурсов.
Актуальным останется вовлечение в арендные отношения дополнительных земельных участков и объектов недвижимости.
При формировании районного бюджета на 2015 год необходимо обеспечить усиление социальной направленности и сохранение инвестиционной направленности бюджета района с учетом специфики потребностей территорий района.
Основные задачи налоговой политики в трехлетней перспективе 2015 - 2017 годов:
- увеличение доходной базы местных бюджетов;
- стимулирование деловой активности в реальном секторе экономики;
- содействие совершенствованию администрирования доходов, формирующих бюджет района.
Исходя из поставленных задач органы местного самоуправления будут вести работу по следующим направлениям:
- обеспечение инвестиционной привлекательности района;
- совершенствование деятельности главных администраторов доходов бюджета в части планирования и обеспечения поступления доходов в бюджет. Особое внимание должно быть уделено сокращению задолженности и недоимки по платежам. Будет продолжена работа межведомственной комиссии по укреплению налоговой дисциплины в составе представителей налоговых органов, финансовых органов, структурных подразделений местных органов власти. Целесообразно осуществление финансовыми органами мониторинга своевременности уплаты налога на доходы физических лиц с целью оперативного выявления просрочки платежей и принятия мер для ликвидации задолженности.
В отношении неналоговых доходов необходимо повышение эффективности контроля использования имущества, находящегося в собственности района, проведение своевременной претензионно-исковой работы с неплательщиками указанных платежей и осуществление мер принудительного взыскания задолженности;
- увеличение доходной базы местных бюджетов за счет обеспечения полноты формирования налоговой базы по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц. Будет продолжена работа по инвентаризации земельных участков, присвоению им адресов в соответствии с классификатором адресов Российской Федерации, выверке баз данных регистрирующих, налоговых и местных органов власти. В связи с объемом и сложностью работ, требующих специальных знаний и специального программного обеспечения, а также для достижения максимального эффекта требуется привлечение специализированных организаций и централизованное проведение инвентаризации земель;
- взаимодействие с налогоплательщиками района по вопросам взаимовыгодного сотрудничества с целью обеспечения своевременного поступления платежей в бюджет, увеличения налогооблагаемой базы, стабилизации финансового состояния организаций.
5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ
Стратегическая задача в области управления муниципальным долгом будет заключаться в осуществлении взвешенной долговой политики.
Долговая политика является неотъемлемой частью бюджетной политики района. Поскольку муниципальные заимствования продолжают оставаться необходимыми для обеспечения выполнения принятых бюджетных и долговых обязательств, то остается актуальным проведение ответственной и взвешенной политики в сфере муниципального долга района.
Долговая политика района на период 2015 - 2017 годов будет направлена на обеспечение сбалансированности районного бюджета и недопущение неоправданного роста муниципального долга.
Основной задачей проводимой районом долговой политики является минимизация расходов на обслуживание муниципального долга и сохранение объема долговых обязательств на экономически безопасном уровне с учетом всех возможных рисков.
Политика в области муниципального долга 2015 - 2017 годы будет направлена на обеспечение сбалансированности местного бюджета.
Кроме того, одной из составляющих долговой политики является эффективное управление муниципальным долгом, включающего в себя соблюдение установленных законодательством ограничений предельного объема муниципального долга и расходов на обслуживание муниципального долга.
6. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ
В целях эффективности расходования бюджетных средств проводится внутренний и внешний анализ расходов бюджета. Основными направлениями деятельности в сфере финансового контроля являются:
- контроль за соблюдением бюджетного законодательства главными распорядителями и получателями бюджетных средств, в том числе соблюдение условий софинансирования в части представления субсидий областным бюджетом на решение вопросов местного значения;
- осуществление предварительного контроля за целевым использованием средств районного бюджета при казначейском исполнении бюджета;
- контроль за обязательствами, принимаемыми подведомственными получателями средств районного бюджета, в том числе контроль за соответствием заключаемых муниципальных контрактов доведенным объемам лимитов бюджетных обязательств;
- соблюдение установленных требований к ведению бюджетного учета, составлению и представлению бюджетной отчетности;
- соблюдение законодательства Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Осуществление финансового контроля должно быть направлено на повышение качества финансового менеджмента и затрагивать вопросы эффективности использования средств районного бюджета.
Контроль за целевым расходованием бюджетных средств должен сопровождаться содержательным анализом достигнутых результатов, оценкой эффективности использования бюджетных средств. Его содержание должно состоять не только в констатации фактов выделения и расходования средств бюджета, но и в подтверждении достижения эффекта, на который рассчитывали при принятии решений об их выделении.
Особое внимание должно быть уделено контролю за:
- отсутствием кредиторской задолженности по принятым бюджетным обязательствам, в первую очередь по заработной плате и коммунальным услугам;
- обоснованностью ценообразования на оплачиваемые из бюджета работы, услуги, товары;
- использованием предоставляемых за счет бюджета бюджетных инвестиций;
- полнотой и своевременностью представляемой отчетности.
7. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИКИ
В СФЕРЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Межбюджетные отношения на 2015 - 2017 годы будут формироваться в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, Законом Томской области от 13.08.2007 № 170-ОЗ "О межбюджетных отношениях в Томской области".
Федеральным законом от 27.05.2014 № 136-ФЗ существенно изменен перечень решаемых вопросов местного значения между типами муниципальных образований. Данные изменения влияют на Методику расчета и распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из районного фонда финансовой поддержки поселений. В целях сохранения сложившихся межбюджетных отношений в настоящее время на региональном уровне рассматривается вопрос о принятии соответствующего закона Томской области, закрепляющего за сельскими поселениями отдельные вопросы местного значения из числа вопросов местного значения муниципальных районов.
В 2015 - 2017 годы за счет средств областного бюджета предусматриваются межбюджетные трансферты муниципальным районам в разрезе государственных программ Томской области. Межбюджетные трансферты предусматривают объемы бюджетных ассигнований на 2015 - 2017 годы на исполнение действующих расходных обязательств (без расходов на осуществление бюджетных инвестиций и федеральных средств).
Основными задачами в области регулирования межбюджетных отношений в муниципальном образовании останутся:
- повышение уровня жизнеобеспечения населения;
- формирование устойчивой собственной доходной базы местных бюджетов, создание стимулов по ее наращиванию;
- создание условий для сбалансированности местных бюджетов;
- определение приоритетных направлений развития муниципальных образований;
- создание стимулов для улучшения качества управления муниципальными финансами, повышения эффективности расходования бюджетных средств;
- укрепление финансовой дисциплины муниципальных образований района, достижение условий соблюдения органами местного самоуправления муниципальных образований района бюджетного законодательства;
- усиление заинтересованности органов местного самоуправления в улучшении качества управления муниципальными финансами и повышении эффективности расходов местных бюджетов.
В целях решения поставленных задач планируется:
- продолжить практику заключения с муниципальными образованиями с/п соглашений о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений доходов в местные бюджеты в целях повышения ответственности органов местного самоуправления муниципальных образований с/п за проводимую бюджетную политику.
Особое внимание будет уделяться работе, направленной на повышение финансовой дисциплины органов местного самоуправления поселений, улучшение показателей местных бюджетов, а также контролю соблюдения основных условий предоставления межбюджетных трансфертов из районного бюджета.
Важным элементом межбюджетных отношений является мониторинг качества управления муниципальными финансами, в том числе в сфере перехода к программно-целевым методам организации бюджетного процесса.
Органам местного самоуправления следует обеспечить адекватную доходным возможностям корректировку расходов, предполагающую осуществление следующих мер:
- инвентаризация и оптимизация расходов местных бюджетов, в том числе оптимизация расходов на содержание бюджетной сферы и органов местного самоуправления; обеспечение реструктуризации сети бюджетных учреждений при условии сохранения качества и объемов муниципальных услуг;
- обеспечение жесткого режима экономного и рационального использования бюджетных средств;
- недопущение кредиторской задолженности по принятым обязательствам, в первую очередь по заработной плате.
Основной акцент в работе органов местного самоуправления на 2015 - 2017 годах должен заключаться в увеличении собственных доходов, максимально эффективном использовании имеющихся в их распоряжении финансовых ресурсов и повышении качества управления муниципальными финансами. В этих целях необходим переход на программную структуру местного бюджета. Показатель охвата расходов ведомственными и муниципальными целевыми программами будет учитываться при оценке эффективности работы органов местного самоуправления.
И.о. заместителя Главы района -
Управляющего делами
С.Н.КАРЛИНА
------------------------------------------------------------------