Решение Томского районного суда Томской области от 10.10.2014 по делу N 2-898/2014~М-809/2014 <О признании недействующими пункта 5, подпунктов 1 и 3 пункта 22, пункта 36 Положения о порядке регистрации и учета заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельный участков на территории муниципального образования "Томский район", утв. постановлением Администрации Томского района от 30.12.2013 N 479>



ТОМСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 10 октября 2014 г. по делу № 2-898/2014~М-809/2014

(извлечение)

Прокурор Томского района Томской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании недействующими пункта 5 и подпунктов 1 и 3 пункта 22, пункта 36 Положения о порядке регистрации и учета заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельный участков на территории МО "Томский район", утвержденного постановлением Администрации Томского района от 30.12.2013 № 479 "Об утверждении положения "О порядке регистрации и учета заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков на территории муниципального образования "Томский район" с момента вступления в силу решения суда.
В обоснование заявленного требования указал, что 30.12.2013 Администрацией Томского района принято постановление № 479 "Об утверждении положения "О порядке регистрации и учета заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков на территории муниципального образования "Томский район" Постановление утверждено Положение "О порядке регистрации и учета заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков на территории муниципального образования "Томский район". Постановление не соответствует требованиям федерального законодательства и подлежит отмене. Согласно пункту 5 Положения гражданином, нуждающимся в получении садового, огородного и дачного земельного участка, признается совершеннолетний гражданин, постоянно проживающий на территории муниципального образования "Томский район" в течение одного года, не имеющий на праве собственности. Праве аренды, праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения земельный участок для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства или индивидуального жилищного строительства, и не совершивший в течение последних пяти лет сделку по отчуждению одного из указанных земельных участков. В соответствии с ч. 1 ст. 13 ФЗ от 15.04.1998 № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. Исходя из содержания указанного положения обязанность органов местного самоуправления по обеспечению гражданина земельными участками возникает с момента его регистрации по месту жительства и не содержит указания на период такого проживания. Согласно ч. 2 ст. 15 ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть представлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. Частью 4 ст. 28 ЗК РФ также установлен исчерпывающий перечень случаев, когда гражданину может быть оказано в предоставлении земельных участков. Однако пунктом 22 Положения установлен иной перечень оснований для отказа во включение в список граждан, признанных нуждающимися в получении садовых, огородных и дачных земельных участков. Согласно п. 10 ст. 3 ФЗ "О ведении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 № 137-ФЗ, ст.ст. 14, 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", п. "в", "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, органы местного самоуправления не наделены полномочиями по принятию актов в сфере земельных отношений, устанавливающих для граждан дополнительные обязанности для реализации их прав на получение земельных участков. Таким образом, реализация положений п. 5 и п. 22 Положения на практике повлечет проявление коррупциогенных факторов, предусмотренных пп. "д" п. 3 и пп. "а" п. 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов". Наличие у граждан на праве собственности, праве аренды, праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства или индивидуального жилищного строительства не может препятствовать в получении земельного участка для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства в связи с тем, что указанные земельные участки используются для иных, не связанных с жилищным строительством целей. Следовательно п. 5 и п.п. 1 и 3 п. 22 Положения противоречат федеральному законодательству. Пунктом 36 Положения определено, что после утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в аренду или собственность. Однако согласно ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" не предусмотрено предоставление земельных участков в аренду.
В судебном заседании помощник прокурора Томского района Томской области Серова М.С., указанное в заявление требование поддержала по основаниям в нем изложенным.
Представитель Администрации Томского района М., В., действующие на основании доверенностей № 02-16/2 от 09.01.2014 и 02-16/1379 от 30.05.2014 соответственно заявленные требования не признали. В представленных письменных отзывах указали следующее. В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введение в действие Земельного кодекса РФ", распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю, осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий. Согласно п. 2 ст. 11 ЗК РФ, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. В соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 23.06.2014) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, относится к вопросам местного значения муниципального района. Согласно п. 1 ст. 34 ЗК РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Следовательно, орган местного самоуправления при проведении регистрации и учета заявлений граждан должен определить критерии граждан нуждающихся в земельном участке. Из буквального толкования статьи 13 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" следует, что данная норма права определяет потребность в земельных участках для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений. Согласно настоящей статьи, органы местного самоуправления обязаны по месту жительства проводить регистрацию и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков. Из вышеперечисленного следует вывод о том, что указанные нормативные правовые акты наделяют орган местного самоуправления полномочиями по принятию актов в сфере земельных отношений, в частности по разработке порядка регистрации и учета заявлений граждан, и нуждающихся в получении садовых, огородных, дачных земельных участков. Пунктом 5 и 22 оспариваемого постановления, Администрация Томского района определила критерии нуждаемости (потребность) в предоставлении таких земельных участков. Критерии потребности в земельных участках предоставляемым гражданам для садоводства, огородничества и дачного хозяйства в других регионах РФ определены также нормативными правовыми актами. Это говорит о том, что нуждаемость (потребность) в земельных участках это не желание приобрести земельный участок, как утверждает истец, а отсутствие у гражданина такого земельного участка. Согласно п. 5 и 22 оспариваемого постановления, гражданином, нуждающимся в получении садового, огородного и дачного земельного участка, признается совершеннолетний гражданин, постоянно проживающий на территории муниципального образования "Томский район" в течение одного года, не имеющий на праве собственности, праве аренды, праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения земельный участок для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства или индивидуального жилищного строительства, и не совершавший в течение последних 5 лет сделку по отчуждению одного из указанных участков. В данном случае заявитель в просительной части заявления просит признать недействующим полностью весь 5 пункт, а не его часть. Считают, что требования заявлены не корректно. Между тем, наличие иного земельного участка определяет нуждаемость гражданина в получении такого земельного участка для садоводства, огородничества и дачного хозяйства, а проживание в течение 1 года постоянность проживания по месту жительства. Такой же позиции придерживаются и другие регионы Российской Федерации в определении потребности в земельных участках для этих целей. Таким образом, Администрация Томского района пунктом 5 и 22 определила нуждаемость в земельных участках. Отсутствие п. 5 и п. 22 в положении, приведет к неравным условиям для доступа к реализации прав и законных интересов граждан в части получения земельных участков для указанных целей, а настоящее постановление № 479 от 30.12.2013 потеряет свою цель и как следствие актуальность. В отсутствие критерий потребности могут возникнуть сложности в реализации ст. 13 и 14 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ. Граждане, желающие приобрести такой земельный участок, при наличии другого такого участка будут преследовать коммерческую выгоду, что является недопустимым и противоречит понятию потребности и нуждаемости. Кроме того, граждане, имеющие ранее такой земельный участок, по мнению Администрации Томского района не является нуждающимся, поскольку земельный участок у него имелся, но в отсутствие потребности в нем, он им распорядился. Предоставление гражданам земельных участков без учета обеспеченности будет нарушать право лиц, у которых отсутствуют земельные участки. Во избежание подобных случаев законодателем предусмотрена ст. 13 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", обязывающая орган местного самоуправления определять потребности в таких земельных участках. Согласно п. 1 ст. 34 ЗК РФ, органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах справедливости. Данные условия в первую очередь направлены на устранение многократного приобретения земельных участков для садоводства, огородничества и дачного хозяйства одним гражданином с целью дальнейшей перепродажи для извлечения выгоды. Таким образом, неверное толкование ст. 13 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ может привести к коррупциогенным факторам, а также к ущемлению тех граждан, которые желают приобрести такой земельный участок впервые для использования его по назначению. Кроме того, полагают, что проживание не менее одного года на территории "Томского района" подтверждает намерения гражданина проживать, пользоваться, разрабатывать данный земельный участок, а не использовать его в коммерческих целях. Статьей 13 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" установлено, обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. Регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно. Очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений. Граждане, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, включаются в отдельный список. Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан.
Заслушав объяснение сторон. исследовав представленные доказательства, суд находит заявление подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
В силу ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления; установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени (ч. 1 и ч. 2 ст. 253 ГПК РФ).
В ходе судебного разбирательства установлено, что 30.12.2013 Администрацией Томского района принято постановление № 479 "Об утверждении положения "О порядке регистрации и учета заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков на территории муниципального образования "Томский район".
Постановлением утверждено Положение "О порядке регистрации и учета заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельный участков на территории МО "Томский район".
Постановление опубликовано в официальном печатном издании - газете "Томское предместье" № 16-17 от 26.02.2014.
Постановление принято Администрацией Томского района в порядке определенном ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", также Уставом муниципального образования "Томский район", утвержденного решением Думы Томского района от 29.09.2011 № 82.
Таким образом, Положение о порядке регистрации и учета заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельный участков на территории МО "Томский район", утвержденного постановлением от 30.12.2013 № 479 от 22.11.2012 "О порядке регистрации и учета заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков на территории муниципального образования "Томский район" принято уполномоченным органом в пределах предоставленной компетенции.
Согласно ч. 1 ст. 249 Гражданского процессуального кодекса, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, и его законности возлагается на орган и должностное лицо, принявшее оспариваемый акт.
В соответствии с п. "в", "к" ч. 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении РФ находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
При этом пункт 4 указанной статьи предусматривает возможность органов местного самоуправления в пределах своих полномочий издавать акты, содержащие нормы земельного права, на основании и во исполнение Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, определен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 указанной статьи органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны в частности принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
Пунктом 5 Положения установлено, что гражданином, нуждающимся в получении садового, огородного и дачного земельного участка, признается совершеннолетний гражданин, постоянно проживающий на территории муниципального образования "Томский район" в течение одного года, не имеющий на праве собственности, праве аренды, праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения земельный участок для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства или индивидуального жилищного строительства, и не совершивший в течение последних пяти лет сделку по отчуждению одного из указанных земельных участков.
Также, пунктом 22 Положения в качестве оснований для отказа во включении в список граждан, признанных нуждающимися в получении садовых, огородных и дачных земельных участков, установлены наличие у гражданина на праве собственности, праве аренды, праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения земельного участка для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства или индивидуального жилищного строительства, а также совершение в течение последних десяти лет сделки по отчуждению земельного участка; отсутствие постоянного проживания в течение одного года на территории муниципального образования "Томский район".
Частью 1 статьи 13 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Федеральный закон № 66-ФЗ) установлено, что обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан.
Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом № 66-ФЗ, действующим законодательством не предусмотрены дополнительные ограничения, касающиеся периода проживания по месту жительства.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Частью 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Указанные нормы закона определяют исчерпывающий перечень случаев, когда гражданину может быть отказано в предоставлении земельного участка.
Установление дополнительных оснований для отказа в признании граждан, нуждающимися в получении садовых, огородных и дачных земельных участков, а также во включении их в соответствующий список противоречит указанным нормам закона.
Пунктом 6 Положения установлено, что гражданин вправе обратиться в Администрацию Томского района только с одним заявлением о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка. После предоставления гражданину садового, огородного или дачного земельного участка обращение с заявлением о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка не допускается.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона № 66-ФЗ член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения имеет право распоряжаться своим земельным участком и иным имуществом в случаях, если они на основании закона не изъяты из оборота или не ограничены в обороте; при отчуждении садового, огородного или дачного земельного участка одновременно отчуждать приобретателю долю имущества общего пользования в составе садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого товарищества в размере целевых взносов; имущественный пай в размере паевого взноса, за исключением той части, которая включена в неделимый фонд садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива; здания, строения, сооружения, плодовые культуры.
Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом № 66-ФЗ, действующим законодательством не предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по установлению дополнительных обязанностей для граждан в указанной сфере.
Пунктом 36 Положения установлено, что после утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в аренду или собственность.
Пункт 36 Положения противоречит части 4 статьи 14 Федерального закона № 66-ФЗ, устанавливающей, что после утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность.
В соответствии с п. 2 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором требования законны обоснованны и подлежат удовлетворению, пункт 5 и подпункты 1 и 3 пункта 22, пункт 36 Положения о порядке регистрации и учета заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельный участков на территории МО "Томский район", утвержденного постановлением Администрации Томского района от 30.12.2013 № 479 "Об утверждении положения "О порядке регистрации и учета заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков на территории муниципального образования "Томский район", подлежат признанию противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента вступления в силу решения суда.
руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

заявление прокурора Томского района Томской области удовлетворить.
Признать пункт 5, подпункты 1 и 3 пункта 22, пункт 36 Положения о порядке регистрации и учета заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельный участков на территории муниципального образования "Томский район", утвержденного постановлением Администрации Томского района от 30.12.2013 № 479 "Об утверждении положения "О порядке регистрации и учета заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков на территории муниципального образования "Томский район" недействующими, с момента вступления в силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Томский районный суд Томской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.


------------------------------------------------------------------