Решение Томского областного суда от 17.10.2014 по делу N 3-14/2014~М-36/2014 <О признании недействующими отдельных положений областной Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи на территории Томской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утв. постановлением Администрации Томской области от 25.12.2013 N 572а >
ТОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 17 октября 2014 г. по делу № 3-14/2014~М-36/2014
(извлечение)
Постановлением Администрации Томской области от 25.12.2013 № 572а утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи на территории Томской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (далее - Областная программа).
В данное постановление внесены изменения постановлением Администрации Томской области от 29.07.2014 № 275а.
Указанные постановления опубликованы в "Собрании законодательства Томской области", выпуск № 01/2 (102), январь 2014 года, выпуск 08/1 (109), август 2014 года.
Исполняющий обязанности прокурора Томской области с учетом уточнения требований обратился в Томский областной суд с заявлением об оспаривании следующих положений Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи на территории Томской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной постановлением Администрации Томской области от 25.12.2013 № 572а (в редакции постановления Администрации Томской области от 29.07.2014 № 275а):
абзаца 3 пункта 20 раздела 4 в части установления в 2014 году норматива объема предоставления для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактической и иными целями (включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещения среднего медицинского персонала), в размере 2, 384 посещения на 1 жителя;
абзаца 4 пункта 20 раздела 4 в части установления в 2014 году норматива объема предоставления для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в связи с заболеваниями, в размере 2, 030 обращения на 1 жителя;
абзаца 7 пункта 20 раздела 4 в части установления в 2014 году норматива объема предоставления для медицинской помощи в стационарных условиях в размере 0, 191 случая госпитализации 1 жителя;
абзаца 8 пункта 20 раздела 4 в части установления в 2014 году норматива объема предоставления для паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях в размере 0, 034 койко-дня на 1 жителя;
абзаца 3 пункта 21 раздела 5 в части установления норматива финансовых затрат на 1 посещение с профилактической и иными целями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств обязательного медицинского страхования в размере 468, 1 рубля;
абзацев 4 - 10 пункта 21 раздела 5, устанавливающих нормативы финансовых затрат:
на 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств областного бюджета - 1436,8 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования - 1383,5 рубля;
на 1 посещение при оказании медицинской помощи в неотложной форме в амбулаторных условиях за счет средств обязательного медицинского страхования - 604,5 рубля;
на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров за счет средств областного бюджета - 574,9 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования - 1805,7 рубля;
на 1 случай применения вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения) за счет средств обязательного медицинского страхования - 129659 рублей;
на 1 случай госпитализации в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств областного бюджета - 52816,4 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования - 29146,7 рубля;
на 1 койко-день по медицинской реабилитации в специализированных больницах и центрах, оказывающих медицинскую помощь по профилю "Медицинская реабилитация", и реабилитационных отделениях медицинских организаций за счет средств обязательного медицинского страхования - 1404,6 рубля;
на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая больницы сестринского ухода), за счет средств областного бюджета - 1654,3 рубля;
пункта 23 раздела 5 в части установления в 2014 году среднего подушевого норматива финансирования, предусмотренного Программой (без учета расходов федерального бюджета), в размере 14245, 7 рубля.
Требования мотивированы тем, что в оспариваемых положениях Областной программы в сравнении с нормативами, установленными Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 18.10.2013 № 932, заложены заниженные нормативы объема медицинской помощи и финансовых затрат, а также средний подушевой норматив финансирования на 2014 год.
Представители Администрации Томской области против удовлетворения заявленных требований возражали, ссылаясь на то, что оспариваемые положения Областной программы соответствуют действующему законодательству. Установленные Федеральной программой нормативы являются средними и могут быть скорректированы в Областной программе.
Представители Территориального фонда обязательного медицинского страхования РФ в Томской области против удовлетворения заявления исполняющего обязанности прокурора возражали, указывая на то, что стоимость Областной программы ОМС и нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи за счет средств ОМС на 2014 год определены в соответствии с Письмом Минздрава России от 08.11.2013 № 11-9/10/2-8309 с учетом коэффициента дифференциации 1, 4702.
Изучив материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
Согласно статье 8 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования относятся установление в территориальных программах обязательного медицинского страхования дополнительных объемов страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, а также дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования; финансовое обеспечение и реализация территориальных программ обязательного медицинского страхования в размере, превышающем размер субвенций, предоставляемых из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" территориальная программа обязательного медицинского страхования также формируется в соответствии с требованиями и показателями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования.
Постановлением Правительства РФ от 18.10.2013 № 932 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (далее - Федеральная программа).
Разделом V Федеральной программы установлены следующие средние нормативы медицинской помощи: для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактической и иными целями (включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещения среднего медицинского персонала), на 2014 год - 2,77 посещения на 1 жителя; для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в связи с заболеваниями, на 2014 год - 2,12 обращения; для медицинской помощи в стационарных условиях на 2014 год - 0,197 случая госпитализации (законченного случая лечения в стационарных условиях) на 1 жителя; для паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях на 2014 год - 0,092 койко-дня на 1 жителя.
Разделом VI Федеральной программы для целей формирования территориальных программ установлены следующие средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи:
на 1 посещение с профилактической и иными целями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (далее - соответствующие бюджеты) - 360 рублей, за счет средств обязательного медицинского страхования - 318, 4 рубля;
на 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств соответствующих бюджетов - 1044 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования 932, 8 рубля; на 1 посещение при оказании медицинской помощи в неотложной форме в амбулаторных условиях за счет средств обязательного медицинского страхования - 407, 6 рубля; на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров за счет средств соответствующих бюджетов - 559, 4 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования - 1227, 9 рубля;
на 1 случай применения вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения) за счет средств обязательного медицинского страхования - 113109 рублей;
на 1 случай госпитализации в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств соответствующих бюджетов - 61732,8 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования - 19186,2 рубля;
на 1 койко-день по медицинской реабилитации в специализированных больницах и центрах, оказывающих медицинскую помощь по профилю "Медицинская реабилитация", и реабилитационных отделениях медицинских организаций за счет средств обязательного медицинского страхования - 1293,8 рубля;
на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая больницы сестринского ухода), за счет средств соответствующих бюджетов - 1654,3 рубля.
Средние подушевые нормативы финансирования, предусмотренные Федеральной программой (без учета расходов федерального бюджета), составляют: в 2014 году - 10294,4 рубля, в том числе за счет средств обязательного медицинского страхования на финансирование базовой программы обязательного медицинского страхования за счет субвенций Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2014 году - 6962,5 рубля.
Абзацем первым раздела V Федеральной программы установлено, что средние нормативы объема медицинской помощи используются в целях планирования и финансово-экономического обоснования размера средних подушевых нормативов финансового обеспечения, предусмотренных Программой.
Абзацем 22 раздела VI Федеральной программы предусмотрено, что средние подушевые нормативы финансирования устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации исходя из нормативов, предусмотренных разделом V Программы и настоящим разделом, с учетом соответствующих районных коэффициентов.
Из системного толкования положений раздела V и VI Федеральной программы следует, что органами государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются с учетом районного коэффициента как подушевые нормативы финансового обеспечения территориальной программы, так и нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи.
Согласно данным Минфина РФ в Томской области на 2014 год применяется районный коэффициент 1, 555.
Сравнение оспариваемых положений Областной программы показывает, что нормативы объема медицинской помощи установлены в ней в заниженных размерах в сравнении с нормативами объема медицинской помощи, установленными разделом V Федеральной программы, а нормативы финансовых затрат и средний подушевой норматив финансирования на 2014 год установлены в Областной программе с нарушением положений, содержащихся в разделах V и VI Федеральной программы, в заниженных размерах без учета применения районного коэффициента.
Доводы представителей Администрации Томской области о том, что действующее федеральное законодательство позволяет устанавливать иные нормативы в территориальных программах, подлежат отклонению, поскольку предусмотренные Федеральной программой нормативы являются государственной гарантией равного права всех граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи, в связи с чем установление в Областной программе заниженных нормативов влечет снижение гарантий бесплатного оказания медицинской помощи и является недопустимым по федеральному законодательству в области охраны здоровья, не предоставляющего таких полномочий органам государственной власти субъекта Российской Федерации.
Судом также отклоняются доводы представителей Территориального фонда обязательного медицинского страхования РФ Томской области о законности установленных в Областной программе нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования на 2014 год с учетом коэффициента дифференциации, поскольку применение указанного коэффициента при расчете субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 № 462 не исключает с учетом установленного Постановлением Правительства РФ от 18.10.2013 № 932 правового механизма регулирования разработки и утверждения территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи применение районного коэффициента при установлении подушевого норматива финансирования, а, следовательно, и при установлении нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи.
По этим же основаниям подлежат отклонению ссылки представителей заинтересованного лица на Письмо Минздрава России от 08.11.2013 № 11-9/10/2-8309.
Таким образом, оспариваемые положения Областной программы нарушают права граждан, поскольку снижают уровень государственных гарантий бесплатной медицинской помощи по сравнению с Федеральной программой.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Поскольку оспариваемые положения Областной программы применялись и на их основании реализовывались права граждан, суд, с учетом разъяснений, содержащихся в п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", признает их недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление исполняющего обязанности прокурора Томской области об оспаривании отдельных положений Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи на территории Томской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной постановлением Администрации Томской области от 25.12.2013 № 572а (в редакции постановления Администрации Томской области от 29.07.2014 № 275а), удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу следующие положения Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи на территории Томской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов:
абзац 3 пункта 20 раздела 4 в части установления в 2014 году норматива объема предоставления для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактической и иными целями (включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещения среднего медицинского персонала), в размере 2, 384 посещения на 1 жителя;
абзац 4 пункта 20 раздела 4 в части установления в 2014 году норматива объема предоставления для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в связи с заболеваниями, в размере 2, 030 обращения на 1 жителя;
абзац 7 пункта 20 раздела 4 в части установления в 2014 году норматива объема предоставления для медицинской помощи в стационарных условиях в размере 0, 191 случая госпитализации 1 жителя;
абзац 8 пункта 20 раздела 4 в части установления в 2014 году норматива объема предоставления для паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях в размере 0, 034 койко-дня на 1 жителя;
абзац 3 пункта 21 раздела 5 в части установления норматива финансовых затрат на 1 посещение с профилактической и иными целями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств обязательного медицинского страхования в размере 468, 1 рубля;
абзацы 4 - 10 пункта 21 раздела 5;
пункт 23 раздела 5 в части установления в 2014 году среднего подушевого норматива финансирования, предусмотренного Программой (без учета расходов федерального бюджета), в размере 14245, 7 рубля.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Томский областной суд.
------------------------------------------------------------------
ТОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 17 октября 2014 г. по делу № 3-14/2014~М-36/2014
(извлечение)
Постановлением Администрации Томской области от 25.12.2013 № 572а утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи на территории Томской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (далее - Областная программа).
В данное постановление внесены изменения постановлением Администрации Томской области от 29.07.2014 № 275а.
Указанные постановления опубликованы в "Собрании законодательства Томской области", выпуск № 01/2 (102), январь 2014 года, выпуск 08/1 (109), август 2014 года.
Исполняющий обязанности прокурора Томской области с учетом уточнения требований обратился в Томский областной суд с заявлением об оспаривании следующих положений Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи на территории Томской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной постановлением Администрации Томской области от 25.12.2013 № 572а (в редакции постановления Администрации Томской области от 29.07.2014 № 275а):
абзаца 3 пункта 20 раздела 4 в части установления в 2014 году норматива объема предоставления для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактической и иными целями (включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещения среднего медицинского персонала), в размере 2, 384 посещения на 1 жителя;
абзаца 4 пункта 20 раздела 4 в части установления в 2014 году норматива объема предоставления для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в связи с заболеваниями, в размере 2, 030 обращения на 1 жителя;
абзаца 7 пункта 20 раздела 4 в части установления в 2014 году норматива объема предоставления для медицинской помощи в стационарных условиях в размере 0, 191 случая госпитализации 1 жителя;
абзаца 8 пункта 20 раздела 4 в части установления в 2014 году норматива объема предоставления для паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях в размере 0, 034 койко-дня на 1 жителя;
абзаца 3 пункта 21 раздела 5 в части установления норматива финансовых затрат на 1 посещение с профилактической и иными целями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств обязательного медицинского страхования в размере 468, 1 рубля;
абзацев 4 - 10 пункта 21 раздела 5, устанавливающих нормативы финансовых затрат:
на 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств областного бюджета - 1436,8 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования - 1383,5 рубля;
на 1 посещение при оказании медицинской помощи в неотложной форме в амбулаторных условиях за счет средств обязательного медицинского страхования - 604,5 рубля;
на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров за счет средств областного бюджета - 574,9 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования - 1805,7 рубля;
на 1 случай применения вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения) за счет средств обязательного медицинского страхования - 129659 рублей;
на 1 случай госпитализации в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств областного бюджета - 52816,4 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования - 29146,7 рубля;
на 1 койко-день по медицинской реабилитации в специализированных больницах и центрах, оказывающих медицинскую помощь по профилю "Медицинская реабилитация", и реабилитационных отделениях медицинских организаций за счет средств обязательного медицинского страхования - 1404,6 рубля;
на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая больницы сестринского ухода), за счет средств областного бюджета - 1654,3 рубля;
пункта 23 раздела 5 в части установления в 2014 году среднего подушевого норматива финансирования, предусмотренного Программой (без учета расходов федерального бюджета), в размере 14245, 7 рубля.
Требования мотивированы тем, что в оспариваемых положениях Областной программы в сравнении с нормативами, установленными Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 18.10.2013 № 932, заложены заниженные нормативы объема медицинской помощи и финансовых затрат, а также средний подушевой норматив финансирования на 2014 год.
Представители Администрации Томской области против удовлетворения заявленных требований возражали, ссылаясь на то, что оспариваемые положения Областной программы соответствуют действующему законодательству. Установленные Федеральной программой нормативы являются средними и могут быть скорректированы в Областной программе.
Представители Территориального фонда обязательного медицинского страхования РФ в Томской области против удовлетворения заявления исполняющего обязанности прокурора возражали, указывая на то, что стоимость Областной программы ОМС и нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи за счет средств ОМС на 2014 год определены в соответствии с Письмом Минздрава России от 08.11.2013 № 11-9/10/2-8309 с учетом коэффициента дифференциации 1, 4702.
Изучив материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
Согласно статье 8 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования относятся установление в территориальных программах обязательного медицинского страхования дополнительных объемов страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, а также дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования; финансовое обеспечение и реализация территориальных программ обязательного медицинского страхования в размере, превышающем размер субвенций, предоставляемых из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" территориальная программа обязательного медицинского страхования также формируется в соответствии с требованиями и показателями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования.
Постановлением Правительства РФ от 18.10.2013 № 932 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (далее - Федеральная программа).
Разделом V Федеральной программы установлены следующие средние нормативы медицинской помощи: для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактической и иными целями (включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещения среднего медицинского персонала), на 2014 год - 2,77 посещения на 1 жителя; для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в связи с заболеваниями, на 2014 год - 2,12 обращения; для медицинской помощи в стационарных условиях на 2014 год - 0,197 случая госпитализации (законченного случая лечения в стационарных условиях) на 1 жителя; для паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях на 2014 год - 0,092 койко-дня на 1 жителя.
Разделом VI Федеральной программы для целей формирования территориальных программ установлены следующие средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи:
на 1 посещение с профилактической и иными целями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (далее - соответствующие бюджеты) - 360 рублей, за счет средств обязательного медицинского страхования - 318, 4 рубля;
на 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств соответствующих бюджетов - 1044 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования 932, 8 рубля; на 1 посещение при оказании медицинской помощи в неотложной форме в амбулаторных условиях за счет средств обязательного медицинского страхования - 407, 6 рубля; на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров за счет средств соответствующих бюджетов - 559, 4 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования - 1227, 9 рубля;
на 1 случай применения вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения) за счет средств обязательного медицинского страхования - 113109 рублей;
на 1 случай госпитализации в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств соответствующих бюджетов - 61732,8 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования - 19186,2 рубля;
на 1 койко-день по медицинской реабилитации в специализированных больницах и центрах, оказывающих медицинскую помощь по профилю "Медицинская реабилитация", и реабилитационных отделениях медицинских организаций за счет средств обязательного медицинского страхования - 1293,8 рубля;
на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая больницы сестринского ухода), за счет средств соответствующих бюджетов - 1654,3 рубля.
Средние подушевые нормативы финансирования, предусмотренные Федеральной программой (без учета расходов федерального бюджета), составляют: в 2014 году - 10294,4 рубля, в том числе за счет средств обязательного медицинского страхования на финансирование базовой программы обязательного медицинского страхования за счет субвенций Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2014 году - 6962,5 рубля.
Абзацем первым раздела V Федеральной программы установлено, что средние нормативы объема медицинской помощи используются в целях планирования и финансово-экономического обоснования размера средних подушевых нормативов финансового обеспечения, предусмотренных Программой.
Абзацем 22 раздела VI Федеральной программы предусмотрено, что средние подушевые нормативы финансирования устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации исходя из нормативов, предусмотренных разделом V Программы и настоящим разделом, с учетом соответствующих районных коэффициентов.
Из системного толкования положений раздела V и VI Федеральной программы следует, что органами государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются с учетом районного коэффициента как подушевые нормативы финансового обеспечения территориальной программы, так и нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи.
Согласно данным Минфина РФ в Томской области на 2014 год применяется районный коэффициент 1, 555.
Сравнение оспариваемых положений Областной программы показывает, что нормативы объема медицинской помощи установлены в ней в заниженных размерах в сравнении с нормативами объема медицинской помощи, установленными разделом V Федеральной программы, а нормативы финансовых затрат и средний подушевой норматив финансирования на 2014 год установлены в Областной программе с нарушением положений, содержащихся в разделах V и VI Федеральной программы, в заниженных размерах без учета применения районного коэффициента.
Доводы представителей Администрации Томской области о том, что действующее федеральное законодательство позволяет устанавливать иные нормативы в территориальных программах, подлежат отклонению, поскольку предусмотренные Федеральной программой нормативы являются государственной гарантией равного права всех граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи, в связи с чем установление в Областной программе заниженных нормативов влечет снижение гарантий бесплатного оказания медицинской помощи и является недопустимым по федеральному законодательству в области охраны здоровья, не предоставляющего таких полномочий органам государственной власти субъекта Российской Федерации.
Судом также отклоняются доводы представителей Территориального фонда обязательного медицинского страхования РФ Томской области о законности установленных в Областной программе нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования на 2014 год с учетом коэффициента дифференциации, поскольку применение указанного коэффициента при расчете субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 № 462 не исключает с учетом установленного Постановлением Правительства РФ от 18.10.2013 № 932 правового механизма регулирования разработки и утверждения территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи применение районного коэффициента при установлении подушевого норматива финансирования, а, следовательно, и при установлении нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи.
По этим же основаниям подлежат отклонению ссылки представителей заинтересованного лица на Письмо Минздрава России от 08.11.2013 № 11-9/10/2-8309.
Таким образом, оспариваемые положения Областной программы нарушают права граждан, поскольку снижают уровень государственных гарантий бесплатной медицинской помощи по сравнению с Федеральной программой.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Поскольку оспариваемые положения Областной программы применялись и на их основании реализовывались права граждан, суд, с учетом разъяснений, содержащихся в п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", признает их недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление исполняющего обязанности прокурора Томской области об оспаривании отдельных положений Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи на территории Томской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной постановлением Администрации Томской области от 25.12.2013 № 572а (в редакции постановления Администрации Томской области от 29.07.2014 № 275а), удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу следующие положения Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи на территории Томской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов:
абзац 3 пункта 20 раздела 4 в части установления в 2014 году норматива объема предоставления для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактической и иными целями (включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещения среднего медицинского персонала), в размере 2, 384 посещения на 1 жителя;
абзац 4 пункта 20 раздела 4 в части установления в 2014 году норматива объема предоставления для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в связи с заболеваниями, в размере 2, 030 обращения на 1 жителя;
абзац 7 пункта 20 раздела 4 в части установления в 2014 году норматива объема предоставления для медицинской помощи в стационарных условиях в размере 0, 191 случая госпитализации 1 жителя;
абзац 8 пункта 20 раздела 4 в части установления в 2014 году норматива объема предоставления для паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях в размере 0, 034 койко-дня на 1 жителя;
абзац 3 пункта 21 раздела 5 в части установления норматива финансовых затрат на 1 посещение с профилактической и иными целями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств обязательного медицинского страхования в размере 468, 1 рубля;
абзацы 4 - 10 пункта 21 раздела 5;
пункт 23 раздела 5 в части установления в 2014 году среднего подушевого норматива финансирования, предусмотренного Программой (без учета расходов федерального бюджета), в размере 14245, 7 рубля.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Томский областной суд.
------------------------------------------------------------------