Решение Томского районного суда Томской области от 24.10.2014 по делу N 2-1043/2014~М-920/2014 <О признании недействующим постановления Администрации Томского района от 05.12.2013 N 412 "О заключении соглашений с сельскими поселениями по передаче полномочий на определение поставщиков ">
ТОМСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 24 октября 2014 г. по делу № 2-1043/2014~М-920/2014
(извлечение)
Прокурор Томского района Томской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании недействующим постановления Администрации Томского района от 05.12.2013 № 412 "О заключении соглашений с сельскими поселениями по передаче полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" и утвержденные им приложения с момента вступления в силу решения суда.
В обоснование заявленного требования указано, что 05.12.2013 Администрацией Томского района принято постановление № 412 "О заключении соглашений с сельскими поселениями по передаче полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", приложениями к которому утверждены Типовая форма соглашения о передаче полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд между Администрацией сельского поселения и Администрацией Томского района (Приложение 1) и Методика расчета объемов межбюджетных трансфертов, передаваемых из бюджетов поселений в бюджет Томского района на осуществление передаваемых полномочий в 2014 г. (Приложение 2). Постановление опубликовано в газете "Томское предместье" № 97 от 18.12.2013, постановление носит нормативный характер и затрагивает интересы неопределенного круга лиц. Утвержденные постановлением вышеуказанные приложения противоречат действующему законодательству. Исходя из положений ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" принятие нормативных правовых актов, которые устанавливают типовую форму соглашений по передаче полномочий в сфере закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд не предусмотрено. Кроме того, в соответствии со ст. 26 указанного закона соглашения о передаче полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд должны заключаться Томским районом и входящими в его состав сельскими поселениями, т.е. между муниципальными образованиями. Методикой расчета объемов межбюджетных трансфертов, передаваемых из бюджетов поселений в бюджет Томского района на осуществление передаваемых полномочий в 2014 г. определяется формула, исходя из которой, устанавливаются объемы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов поселений в бюджет муниципального района. При этом, возможность определения объема межбюджетных трансфертов отличным способом, не предусмотрено, что противоречит принципу самостоятельности бюджетов, предусмотренного ст. 31 БК РФ, а также положениям ст. ст. 86, 142.5 БК РФ. Утверждение Методики нарушает принципы бюджетного законодательства, а также позволяет Администрации Томского района вмешиваться в компетенцию органов местного самоуправления поселений при утверждении решений о бюджетах поселений.
В судебном заседании помощник прокурора Томского района Томской области Е.Д.С., указанное в заявление требование поддержал по основаниям в нем изложенным.
Представитель Администрации Томского района В., действующая на основании доверенности № 02-16/1379 от 30.05.2014 заявленные требования не признала. В представленном письменном отзыве указала следующее. В соответствии с ч. 9 ст. 26 ФЗ "О контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, полномочия которых определены решениями органов местного самоуправления муниципального района, городского округа, вправе осуществлять полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для отдельных муниципальных заказчиков, действующих от имени поселений, бюджетных учреждений поселений и (или) уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, полномочия которых определены указанными в частях 3 и 5 настоящей статьи решениями органов местного самоуправления поселений, на основании соглашений между муниципальным районом, городским округом и входящими в их состав поселениями. Пунктом 5 названной статьи определено, что орган местного самоуправления обязан принять решение об осуществлении полномочий заказчика данными органами, их территориальными органами или учреждениями (при осуществлении данными органами функций и полномочий учредителя учреждений) перечисленными в статье способами. Исходя из смысла названных положений способ передачи, полномочий по определению поставщиков в частности при помощи типовой формы соглашения остается за органом местного самоуправления путем принятия соответствующего решения. Запрета на определение форм соглашений данной нормой не предусмотрено. С утверждением о том, что соглашения должны заключаться между муниципальными образованиями не согласна, исходя из положений ст. 37 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Таким образом, местная администрация выступает именно как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования в данных соглашениях, обладающий всеми соответствующими правами на подписание таких соглашений. Вывод о том, что утверждение Методики позволяет Администрации Томского района вмешиваться в компетенцию органов местного самоуправления поселений при утверждении решений о бюджетах сельских поселений противоречит ст. 154 БК РФ, которой определено, что исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики, распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, предоставляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом, осуществляют иные полномочия, определенные настоящим Кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения. Кроме того, статьей 7 Решения Думы Томского района от 25.10.2012 № 182 "Об утверждении Положения "О бюджетном процессе в Томском районе" установлено, что Администрация Томского района в сфере бюджетного процесса обладает в т.ч. полномочиями по разработке и утверждении методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов из местного бюджета.
Заслушав объяснение сторон, исследовав представленные доказательства, суд находит заявление подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
В силу ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления; установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени (ч. 1 и ч. 2 ст. 253 ГПК РФ).
В ходе судебного разбирательства установлено, что 05.12.2013 Администрацией Томского района принято Постановление № 412 "О заключении соглашений с сельскими поселениями по передаче полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей)".
Постановлением утверждена Типовая форма соглашения о передаче полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд между Администрацией сельского поселения и Администрацией Томского района (Приложение 1) и Методика расчета объемов межбюджетных трансфертов, передаваемых из бюджетов поселений в бюджет Томского района на осуществление передаваемых полномочий в 2014 г. (Приложение 2).
Постановление опубликовано в официальном печатном издании - газете "Томское предместье" № 97 от 18.12.2013
Постановление принято Администрацией Томского района в порядке определенном ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", также Уставом муниципального образования "Томский район", утвержденного решением Думы Томского района от 29.09.2011 № 82.
Таким образом, постановление № 412 "О заключении соглашений с сельскими поселениями по передаче полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" принято уполномоченным органом в пределах предоставленной компетенции.
Согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, и его законности возлагается на орган и должностное лицо, принявшее оспариваемый акт.
Пунктом 1 Постановления согласно приложению 1, утверждена Типовая форма соглашения о передаче полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд между Администрацией сельского поселения и Администрацией Томского района.
В соответствии с ч. 3 ст. 2 ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией в случаях, предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок, принимают правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 ст. 11 настоящего закона. Данные нормативные акты должны соответствовать нормативным правовым актам, указанным в частях 1 и 2 настоящей статьи.
Из указанного следует, что органами местного самоуправления нормативные правовые акты в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд могут быть приняты при условии, что их принятие предусмотрено указанным выше федеральным законом. При этом, принятие нормативных правовых актов, которые устанавливают типовую форму соглашений по передаче полномочий в сфере закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд Законом о контрактной системе не предусмотрено.
Согласно ч. 9 ст. 26 Закона уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, полномочия которых определены решениями органов местного самоуправления муниципального района вправе осуществлять полномочия на определение поставщиков для отдельных муниципальных заказчиков, действующих от имени поселений, бюджетных учреждений поселений и (или) уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, полномочия которых определены указанными в частях 3 и 5 настоящей статьи решениями органов местного самоуправления поселений, на основании соглашений между муниципальным районом, городским округом и входящими в их состав поселениями.
Учитывая приведенную выше норму права, соглашения по передаче полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд должны заключаться не между Администрацией Томского района и администрациями сельских поселений, а между Томским районом и входящими в его состав сельскими поселениями, т.е. между муниципальными образованиями.
В соответствии с п. 3.2 Приложения 1 к Постановлению стороны ежегодно определяют объем межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий. В порядке согласно приложению 2, являющихся неотъемлемой частью настоящего Соглашения.
Пунктом 2 постановления утверждается Методика расчета объемов межбюджетных трансфертов, передаваемых из бюджетов поселений в бюджет Томского района на осуществление передаваемых полномочий в 2014 г., согласно приложению 2 к Постановлению.
Из постановления следует, что применение указанной Методики является обязательным при передаче сельскими поселениями полномочий по осуществлению закупок. Методикой определяется формула, исходя из которой, устанавливаются объемы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов поселений в бюджет муниципального района. При этом, возможность определения объема межбюджетных трансфертов отличным способом, Постановлением не предусмотрено.
Вместе с тем, ст. 31 БК РФ устанавливается принцип самостоятельности бюджетов, который подразумевает, в т.ч. право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом; право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов; право органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов.
Частью 3.1 ст. 86 БК РФ установлено, что расходные обязательства муниципального образования, связанные с осуществлением органами местного самоуправления муниципальных районов части полномочий органов местного самоуправления поселений по решению вопросов местного значения, переданных им в соответствии с заключенными между органами местного самоуправления муниципальных районов и поселений соглашениями, исполняются за счет и в пределах межбюджетных трансфертов из соответствующих местных бюджетов, предоставляемых в порядке, предусмотренном ст. 142.4 и 142.5 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 142.5 БК РФ в случаях и порядке, предусмотренных муниципальными правовыми актами представительного органа поселения, принимаемыми в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, бюджетам муниципальных районов могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты из бюджетов поселений.
В силу ч. 1 ст. 153 законодательные (представительные) органы рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты бюджетной системы РФ. Следовательно, иные межбюджетные трансферты могут предоставляться бюджету муниципального района из бюджетов поселений, входящих в состав данного муниципального района, на основании соответствующего решения между органами местного самоуправления поселения и муниципального района о передаче соответствующих полномочий по решению вопросов местного значения.
Таким образом, утверждение Методики нарушает принципы бюджетного законодательства, а также позволяет Администрации Томского района вмешиваться в компетенцию органов местного самоуправления поселений при утверждении решений о бюджетах поселений.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором требования обоснованны и подлежат удовлетворению. Постановление № 412 "О заключении соглашений с сельскими поселениями по передаче полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", приложениями к которому утверждены Типовая форма соглашения о передаче полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд между Администрацией сельского поселения и Администрацией Томского района (Приложение 1) и Методика расчета объемов межбюджетных трансфертов, передаваемых из бюджетов поселений в бюджет Томского района на осуществление передаваемых полномочий в 2014 г. (Приложение 2) подлежат признанию противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента вступления в силу решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
заявление прокурора Томского района Томской области удовлетворить.
Признать постановления Администрации Томского района от 05.12.2013 № 412 "О заключении соглашений с сельскими поселениями по передаче полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" и утвержденные им приложения с момента вступления в силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Томский районный суд Томской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
------------------------------------------------------------------
ТОМСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 24 октября 2014 г. по делу № 2-1043/2014~М-920/2014
(извлечение)
Прокурор Томского района Томской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании недействующим постановления Администрации Томского района от 05.12.2013 № 412 "О заключении соглашений с сельскими поселениями по передаче полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" и утвержденные им приложения с момента вступления в силу решения суда.
В обоснование заявленного требования указано, что 05.12.2013 Администрацией Томского района принято постановление № 412 "О заключении соглашений с сельскими поселениями по передаче полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", приложениями к которому утверждены Типовая форма соглашения о передаче полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд между Администрацией сельского поселения и Администрацией Томского района (Приложение 1) и Методика расчета объемов межбюджетных трансфертов, передаваемых из бюджетов поселений в бюджет Томского района на осуществление передаваемых полномочий в 2014 г. (Приложение 2). Постановление опубликовано в газете "Томское предместье" № 97 от 18.12.2013, постановление носит нормативный характер и затрагивает интересы неопределенного круга лиц. Утвержденные постановлением вышеуказанные приложения противоречат действующему законодательству. Исходя из положений ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" принятие нормативных правовых актов, которые устанавливают типовую форму соглашений по передаче полномочий в сфере закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд не предусмотрено. Кроме того, в соответствии со ст. 26 указанного закона соглашения о передаче полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд должны заключаться Томским районом и входящими в его состав сельскими поселениями, т.е. между муниципальными образованиями. Методикой расчета объемов межбюджетных трансфертов, передаваемых из бюджетов поселений в бюджет Томского района на осуществление передаваемых полномочий в 2014 г. определяется формула, исходя из которой, устанавливаются объемы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов поселений в бюджет муниципального района. При этом, возможность определения объема межбюджетных трансфертов отличным способом, не предусмотрено, что противоречит принципу самостоятельности бюджетов, предусмотренного ст. 31 БК РФ, а также положениям ст. ст. 86, 142.5 БК РФ. Утверждение Методики нарушает принципы бюджетного законодательства, а также позволяет Администрации Томского района вмешиваться в компетенцию органов местного самоуправления поселений при утверждении решений о бюджетах поселений.
В судебном заседании помощник прокурора Томского района Томской области Е.Д.С., указанное в заявление требование поддержал по основаниям в нем изложенным.
Представитель Администрации Томского района В., действующая на основании доверенности № 02-16/1379 от 30.05.2014 заявленные требования не признала. В представленном письменном отзыве указала следующее. В соответствии с ч. 9 ст. 26 ФЗ "О контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, полномочия которых определены решениями органов местного самоуправления муниципального района, городского округа, вправе осуществлять полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для отдельных муниципальных заказчиков, действующих от имени поселений, бюджетных учреждений поселений и (или) уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, полномочия которых определены указанными в частях 3 и 5 настоящей статьи решениями органов местного самоуправления поселений, на основании соглашений между муниципальным районом, городским округом и входящими в их состав поселениями. Пунктом 5 названной статьи определено, что орган местного самоуправления обязан принять решение об осуществлении полномочий заказчика данными органами, их территориальными органами или учреждениями (при осуществлении данными органами функций и полномочий учредителя учреждений) перечисленными в статье способами. Исходя из смысла названных положений способ передачи, полномочий по определению поставщиков в частности при помощи типовой формы соглашения остается за органом местного самоуправления путем принятия соответствующего решения. Запрета на определение форм соглашений данной нормой не предусмотрено. С утверждением о том, что соглашения должны заключаться между муниципальными образованиями не согласна, исходя из положений ст. 37 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Таким образом, местная администрация выступает именно как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования в данных соглашениях, обладающий всеми соответствующими правами на подписание таких соглашений. Вывод о том, что утверждение Методики позволяет Администрации Томского района вмешиваться в компетенцию органов местного самоуправления поселений при утверждении решений о бюджетах сельских поселений противоречит ст. 154 БК РФ, которой определено, что исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики, распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, предоставляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом, осуществляют иные полномочия, определенные настоящим Кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения. Кроме того, статьей 7 Решения Думы Томского района от 25.10.2012 № 182 "Об утверждении Положения "О бюджетном процессе в Томском районе" установлено, что Администрация Томского района в сфере бюджетного процесса обладает в т.ч. полномочиями по разработке и утверждении методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов из местного бюджета.
Заслушав объяснение сторон, исследовав представленные доказательства, суд находит заявление подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
В силу ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления; установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени (ч. 1 и ч. 2 ст. 253 ГПК РФ).
В ходе судебного разбирательства установлено, что 05.12.2013 Администрацией Томского района принято Постановление № 412 "О заключении соглашений с сельскими поселениями по передаче полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей)".
Постановлением утверждена Типовая форма соглашения о передаче полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд между Администрацией сельского поселения и Администрацией Томского района (Приложение 1) и Методика расчета объемов межбюджетных трансфертов, передаваемых из бюджетов поселений в бюджет Томского района на осуществление передаваемых полномочий в 2014 г. (Приложение 2).
Постановление опубликовано в официальном печатном издании - газете "Томское предместье" № 97 от 18.12.2013
Постановление принято Администрацией Томского района в порядке определенном ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", также Уставом муниципального образования "Томский район", утвержденного решением Думы Томского района от 29.09.2011 № 82.
Таким образом, постановление № 412 "О заключении соглашений с сельскими поселениями по передаче полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" принято уполномоченным органом в пределах предоставленной компетенции.
Согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, и его законности возлагается на орган и должностное лицо, принявшее оспариваемый акт.
Пунктом 1 Постановления согласно приложению 1, утверждена Типовая форма соглашения о передаче полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд между Администрацией сельского поселения и Администрацией Томского района.
В соответствии с ч. 3 ст. 2 ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией в случаях, предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок, принимают правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 ст. 11 настоящего закона. Данные нормативные акты должны соответствовать нормативным правовым актам, указанным в частях 1 и 2 настоящей статьи.
Из указанного следует, что органами местного самоуправления нормативные правовые акты в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд могут быть приняты при условии, что их принятие предусмотрено указанным выше федеральным законом. При этом, принятие нормативных правовых актов, которые устанавливают типовую форму соглашений по передаче полномочий в сфере закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд Законом о контрактной системе не предусмотрено.
Согласно ч. 9 ст. 26 Закона уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, полномочия которых определены решениями органов местного самоуправления муниципального района вправе осуществлять полномочия на определение поставщиков для отдельных муниципальных заказчиков, действующих от имени поселений, бюджетных учреждений поселений и (или) уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, полномочия которых определены указанными в частях 3 и 5 настоящей статьи решениями органов местного самоуправления поселений, на основании соглашений между муниципальным районом, городским округом и входящими в их состав поселениями.
Учитывая приведенную выше норму права, соглашения по передаче полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд должны заключаться не между Администрацией Томского района и администрациями сельских поселений, а между Томским районом и входящими в его состав сельскими поселениями, т.е. между муниципальными образованиями.
В соответствии с п. 3.2 Приложения 1 к Постановлению стороны ежегодно определяют объем межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий. В порядке согласно приложению 2, являющихся неотъемлемой частью настоящего Соглашения.
Пунктом 2 постановления утверждается Методика расчета объемов межбюджетных трансфертов, передаваемых из бюджетов поселений в бюджет Томского района на осуществление передаваемых полномочий в 2014 г., согласно приложению 2 к Постановлению.
Из постановления следует, что применение указанной Методики является обязательным при передаче сельскими поселениями полномочий по осуществлению закупок. Методикой определяется формула, исходя из которой, устанавливаются объемы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов поселений в бюджет муниципального района. При этом, возможность определения объема межбюджетных трансфертов отличным способом, Постановлением не предусмотрено.
Вместе с тем, ст. 31 БК РФ устанавливается принцип самостоятельности бюджетов, который подразумевает, в т.ч. право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом; право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов; право органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов.
Частью 3.1 ст. 86 БК РФ установлено, что расходные обязательства муниципального образования, связанные с осуществлением органами местного самоуправления муниципальных районов части полномочий органов местного самоуправления поселений по решению вопросов местного значения, переданных им в соответствии с заключенными между органами местного самоуправления муниципальных районов и поселений соглашениями, исполняются за счет и в пределах межбюджетных трансфертов из соответствующих местных бюджетов, предоставляемых в порядке, предусмотренном ст. 142.4 и 142.5 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 142.5 БК РФ в случаях и порядке, предусмотренных муниципальными правовыми актами представительного органа поселения, принимаемыми в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, бюджетам муниципальных районов могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты из бюджетов поселений.
В силу ч. 1 ст. 153 законодательные (представительные) органы рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты бюджетной системы РФ. Следовательно, иные межбюджетные трансферты могут предоставляться бюджету муниципального района из бюджетов поселений, входящих в состав данного муниципального района, на основании соответствующего решения между органами местного самоуправления поселения и муниципального района о передаче соответствующих полномочий по решению вопросов местного значения.
Таким образом, утверждение Методики нарушает принципы бюджетного законодательства, а также позволяет Администрации Томского района вмешиваться в компетенцию органов местного самоуправления поселений при утверждении решений о бюджетах поселений.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором требования обоснованны и подлежат удовлетворению. Постановление № 412 "О заключении соглашений с сельскими поселениями по передаче полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", приложениями к которому утверждены Типовая форма соглашения о передаче полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд между Администрацией сельского поселения и Администрацией Томского района (Приложение 1) и Методика расчета объемов межбюджетных трансфертов, передаваемых из бюджетов поселений в бюджет Томского района на осуществление передаваемых полномочий в 2014 г. (Приложение 2) подлежат признанию противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента вступления в силу решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
заявление прокурора Томского района Томской области удовлетворить.
Признать постановления Администрации Томского района от 05.12.2013 № 412 "О заключении соглашений с сельскими поселениями по передаче полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" и утвержденные им приложения с момента вступления в силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Томский районный суд Томской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
------------------------------------------------------------------