Постановление администрации г. Кедрового от 02.06.2014 N 256/1 "Об утверждении Программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и Порядка по организации и осуществлению деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей"
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КЕДРОВОГО
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июня 2014 г. № 256/1
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ
ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ
БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, И ПОРЯДКА ПО ОРГАНИЗАЦИИ
И ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОДГОТОВКЕ ЛИЦ,
ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ
РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
В связи с принятием Федерального закона от 30.11.2011 № 351-ФЗ "О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации", в целях совершенствования подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и на основании приказа Департамента по вопросам семьи и детей Томской области от 06.12.2012 № 310 "Об утверждении Программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и Порядка по организации и осуществлению деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою ребенка, оставшегося без попечения родителей" постановляю:
1. Утвердить Программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, согласно приложению № 1.
2. Утвердить Порядок по организации и осуществлению деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, согласно приложению № 2.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя мэра по социальной политике и управлению делами администрации города Кедрового Н.И.Кислицкую.
И.о. мэра
Е.В.БРЕНЬ
Приложение № 1
Утверждена
постановлением
администрации города Кедрового
от 02.06.2014 № 256/1
ПРОГРАММА
ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ
В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. Целью Программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее - Программа), является обеспечение психолого-педагогической, правовой подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
2. Основные задачи Программы:
1) ознакомить слушателей с основными психологическими, медицинскими и юридическими аспектами, связанными с приемом в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
2) помочь лицам, желающим принять ребенка, разобраться в мотивах принятия решения о приеме ребенка в семью, личных и семейных ресурсах, психологической готовности к приему ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание;
3) помочь лицам, желающим принять ребенка, определиться с формой семейного устройства в соответствии с имеющимися у слушателей ресурсами, семейной ситуацией;
4) повысить уровень родительской компетенции в вопросах содержания и воспитания ребенка, принятого на воспитание в семью, в том числе в ходе адаптации ребенка в семье и в процессе прохождения им возрастных кризисов развития для создания безопасной среды, успешной социализации и развития;
5) предоставить информацию о возможности получения помощи и сопровождения в организациях, оказывающих социальные услуги.
3. Целевой группой Программы являются лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
4. Ожидаемые результаты Программы:
1) осознанное восприятие потенциальными приемными родителями своих чувств, ожиданий, мотивов в процессе решения стать семьей ребенку, оставшемуся без попечения родителей;
2) способствование осознанному восприятию приемными родителями факта появления ребенка в семье;
3) формирование у потенциальных приемных родителей четких представлений об особенностях ребенка-сироты и процесса адаптации его в приемной семье;
4) повышения уровня психолого-педагогической компетентности приемных родителей;
5) более грамотная родительская позиция потенциальных приемных родителей в вопросах воспитания и формирования привязанности у принятого в семью ребенка, его взаимосвязи с биологической семьей;
6) развитие способности у потенциальных приемных родителей применять полученные теоретические знания на практике;
7) понимание приемными родителями причин возникающих проблем и умение находить пути их решения.
5. Программа подготовки состоит из 13 разделов и предусматривает изучение следующих тем по разделам:
5.1. Раздел 1 "Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители", включающий проведение с каждым из кандидатов в приемные родители индивидуального собеседования в целях выяснения мотивов, ожиданий, понимания правовых и иных последствий приема ребенка на воспитание в семью, ресурсов семьи (материальных, социальных и психологических условий в семье, которые будут способствовать воспитанию ребенка) и изучение следующих тем:
а) содержание, цели, и этапы проведения Программы подготовки кандидатов в приемные родители;
б) задачи подготовки, в том числе касающиеся:
- выявления и формирование воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;
- оказания помощи кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей;
- ознакомления кандидатов в приемные родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;
- формирования у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;
- формирования у кандидатов в приемные родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;
- ознакомления кандидатов в приемные родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами "трудного" поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;
- ознакомления кандидатов в приемные родители с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;
- ознакомления кандидатов в приемные родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождении приемных семей;
в) понятие обучающе-психологического тренинга, содержание особенностей и порядка его прохождения, а также прохождение психологического обследования кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки (в случае проведения такого обследования с согласия кандидатов в приемные родители);
г) причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной приемной семьей;
д) общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
5.2. Раздел 2 "Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей", включающий изучение следующих тем:
- изучение потребностей развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживание - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать;
- проведение оценки кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы;
- проведение оценки кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.
5.3. Раздел 3 "Этапы развития ребенка", включающий изучение следующих тем:
- общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество);
- роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.
5.4. Раздел 4 "Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка", включающий изучение следующих тем:
- виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка;
- диспропорции развития ребенка; понятия "умственная отсталость" и "задержка психического развития", их отличия;
- семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение;
- оценка кандидата в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.
5.5. Раздел 5 "Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушение привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)", включающий изучение следующих тем:
- потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка; роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка;
- причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей;
- типы "нарушенной привязанности" (понятий "негативной (невротической) привязанности", "амбивалентной привязанности", "избегающей привязанности", "дезорганизованной привязанности");
- понятие "горе и потеря" в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей; психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие); последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка.
5.6. Раздел 6 "Адаптация приемного ребенка и приемной семьи", включающий изучение следующих тем:
- особенности ожидания приемных семей: страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации, подготовка родственников к появлению приемного ребенка;
- этапы адаптационного периода: чувства и переживания ребенка, приходящего в семью, способы преодоления трудностей адаптации;
- тайна усыновления: ее реальные и мнимые преимущества и сложности; способы, как сказать ребенку, что он приемный;
- роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье.
5.7. Раздел 7 "Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка", включающий изучение следующих тем:
- формы "трудного" поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ); их причины и способы работы с ними;
- эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка;
- причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм;
- понимание приемными родителями того, что их собственный опыт влияет на отношение к детям с "трудным" поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание, каким образом в решении проблем "трудного" поведения могут помочь специалисты.
5.8. Раздел 8 "Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка", включающий изучение следующих тем:
- создание безопасных условий для воспитания ребенка в семье и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством);
- способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним;
- предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье, на улице и в общественных местах;
- медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка.
5.9. Раздел 9 "Особенности полового воспитания приемного ребенка", включающий изучение следующих тем:
- возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения;
- формирование половой идентичности у ребенка; полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности;
- способы защиты ребенка от сексуального насилия.
5.10. Раздел 10 "Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка", включающий изучение следующих тем:
- родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка;
- стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители;
- способы реагирования на стрессовые ситуации;
- социальные связи семьи кандидата в приемные родители, система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи;
- семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции;
- понимание всеми членами семьи кандидата в приемные родители проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.
5.11. Раздел 11 "Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан", включающий изучение следующих тем:
- правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью;
- формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство); формы опеки (возмездная и безвозмездная); различия между формами семейного устройства;
- требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в приемные родители; порядок представления кандидатами в приемные родителями документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем;
- порядок представления кандидатами в приемные родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей;
- правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации; возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка;
- порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка; порядок подготовки и подачи заявления в суд; правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения;
- порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства перечня документов на ребенка, передаваемых приемной семье;
- порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью;
- меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством Томской области; выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства;
- защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка;
- порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье; порядок представления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом;
- правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) - личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей;
- порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семьей ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку;
- последствия отмены усыновления, опеки и попечительства;
- порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.
5.12. Раздел 12 "Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям", включающий изучение следующих тем:
- родительские и профессиональные функции приемной семьи;
- взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такого взаимодействия;
- информирование кандидатов в приемные родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи;
- взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом.
5.13. Раздел 13 "Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители", включающий изучение следующих тем:
- обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители;
- обсуждение степени усвоения подготовки кандидатов в приемные родители;
- проведение самооценки кандидатов в приемные родители и выявление готовности кандидатов в приемные родители к приему ребенка на воспитание.
6. Трудоемкость Программы подготовки составляет 40 академических часов (из них не менее 70% академических часов практических занятий (тренинга)).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
N
Разделы
Всего часов
Количество часов, в том числе
лекции
практические занятия
другие формы
1
Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители
2
1
1
2
Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей
4
2
2
3
Этапы развития ребенка
2
2
4
Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка
4
2
1
1
5
Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей
3
2
1
6
Адаптация приемного ребенка и приемной семьи
4
2
1
1
7
"Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка
4
1
2
1
8
Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка
2
2
9
Особенности полового воспитания приемного ребенка
4
2
1
1
10
Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка
3
2
1
11
Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей
2
2
12
Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям
1
1
13
Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители
5
5
ВСЕГО
40
18
8
14
Приложение № 2
Утвержден
постановлением
администрации города Кедрового
от 02.06.2014 № 256/1
ПОРЯДОК
ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОДГОТОВКЕ
ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА,
ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящий Порядок подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее - Порядок), регулирует организацию и осуществление подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее - подготовка).
1.2. Подготовка лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее - кандидаты в приемные родители) проводится с целью психолого-педагогической, правовой подготовки этих лиц, оказания помощи кандидатам в приемные родители с формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, повышения уровня родительской компетенции в вопросах содержания и воспитания ребенка, принятого на воспитание в семью, по Программе подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее - Программа), утвержденной постановлением администрации города Кедрового от 30.05.2014 № 254/1.
1.3. Подготовка кандидатов в приемные родители осуществляется специалистами опеки и попечительства отдела по труду и социальной политике администрации города Кедрового (далее - Школа приемного родителя).
1.4. Подготовка кандидатов в приемные родители является обязательной для всех граждан, желающих принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, за исключением:
близких родственник ребенка, оставшегося без попечения родителей, передаваемого в семью на воспитание (родственники по прямой нисходящей линии (бабушки, дедушки, полнородные и не полнородные (имеющие общего отца или мать) братья и сестры);
лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено;
лиц, которые являлись или являются опекунами, попечителями детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей, желающих взять ребенка, оставшегося без попечения родителей, под опеку или попечительство, в том числе и в приемную семью;
отчима и мачехи ребенка, подавших заявление об его усыновлении.
Лица, перечисленные в абзацах втором - пятом настоящего пункта, могут пройти подготовку по своему желанию.
1.5. Подготовка кандидатов в приемные родители осуществляется на безвозмездной основе.
1.6. Информация о школе приемного родителя, месте расположения, контактных данных и режиме работы размещается на информационном стенде органа опеки и попечительства отдела по труду и социальной политике администрации города Кедрового, доводится до сведения граждан с использованием средств массовой информации посредством размещения в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, в том числе на официальном сайте муниципального образования "Город Кедровый", на личном приеме, по телефону, по электронной почте.
1.7. Школа приемного родителя обеспечивает процесс обучения, исходя из интересов и удобства граждан в прохождении подготовки.
1.8. Школа приемного родителя организует процесс обучения в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных".
1.9. Школа приемного родителя должна быть оборудовать помещение для проведение групповых и индивидуальных занятий, места хранения документации в соответствии с нормами санитарной пожарной безопасности.
2. ПОДГОТОВКА КАНДИДАТОВ В ПРИЕМНЫЕ РОДИТЕЛИ
2.1. Кандидаты в приемные родители самостоятельно выбирают Школу приемного родителя, в которой будут проходить подготовку, независимо от своего места жительства или своего места пребывания в пределах Томской области.
2.2. Заключение кандидатов в приемные родители на курс подготовки осуществляется по их письменному заявлению, поданному в Школу приемного родителя, при предоставлении паспорта или иного документа, удостоверяющего личность.
2.3. Заявление граждан, желающих пройти курс подготовки, регистрируются в журнале регистрации письменных заявлений граждан о прохождении подготовки кандидатов в приемные родители во форме согласно приложению № 1.
2.4. Школа приемного родителя рассматривает заявление о прохождении подготовки в течение 7 календарных дней с момента получения заявления и в письменной форме уведомляет кандидата о принятом решении.
2.5. Кандидаты в приемные родители перед началом обучения проходят собеседование об условиях обучения и подписывают информационное согласие по форме согласно приложению № 2 (не приводится).
2.6. Подготовка граждан, желающих принять ребенка на воспитание в семью, осуществляется в следующих формах:
- очной
- очно-заочной.
2.7. Подготовка проводится по очной форме в группе не более 25 человек либо в индивидуальном порядке. Подготовка по очно-заочной форме проводится в индивидуальной, групповой формах.
2.8. Кандидаты в приемные родители должны приступить к прохождению курса подготовки не позднее 2 месяцев с момента подачи заявления.
2.9. При невозможности набора группы проводится индивидуальная подготовка граждан. В этом случае срок ожидания гражданами начала обучения с момента обращения в Школу приемного родителя не может превышать одного месяца.
2.10. Продолжительность подготовки граждан должна быть не менее 1 месяца и не более 3 месяцев с момента начала обучения.
2.11. Школа приемного родителя предусматривает возможность прохождения кандидатами в приемные родители обучения в вечернее время и в выходные дни, а также совместно с гражданами определяет форму обучения.
2.12. Школа приемного родителя должна формировать тренерско-преподавательский состав из специалистов, имеющих высшее профессиональное обучение в области психологии, медицины, педагогики и/или социальной работы, опыт практической работы с семьями опекунов (попечителей), усыновителей и детей, оставшихся без попечения родителей, обладающих навыками преподавания с использованием активных форм обучения взрослых, навыки консультирования; возможно привлечение к проведению занятий узких специалистов, приемных с учетом индивидуальных или групповых потребностей и запросов обучающихся.
Состав преподавателей утверждается постановлением мэра города Кедрового
2.13. Школа приемного родителя должна формировать группы для занятий с учетом форм и методов работы; активные формы обучения - семинары, тренинги, другие практические занятия предполагают соответствующий численный состав группы: до 15 человек - 1 тренер (консультант), от 16 и более - 2 тренера (консультанта).
2.14. Иностранными гражданами, лицами без гражданства или гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, которые желают принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей и являющегося гражданином Российской Федерации, могут быть представлены документы о прохождении соответствующей подготовки на территории государства, в котором они постоянно проживают, с учетом тематики и в объеме, не менее чем это предусмотрено указанными в абзаце втором пункта 4 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации требованиями к содержанию Программы подготовки граждан, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
2.15. В случае, если иностранные граждане лица без гражданства или граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации, которые желают принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей и являющегося гражданином Российской Федерации не прошли соответствующую подготовку на территории иностранного государства, в котором они постоянно проживают, указанная подготовка проводится на территории Российской Федерации в порядке, установленном пунктом 4 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации.
3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ КАНДИДАТАМИ
В ПРИЕМНЫЕ РОДИТЕЛИ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ПОДГОТОВКИ
3.1. Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие Программу подготовки, по завершении курса должны иметь четкое представление:
1) о системе защиты прав детей, формах устройства ребенка на воспитание в семью, взаимодействии организации по подготовке приемных семей, сопровождающей организации и приемной семьи в процессе подготовки и после приема ребенка в семью, финансовой помощи приемным семьям;
2) об ответственности за жизнь и здоровье ребенка, его воспитание и развитие, которую кандидаты в приемные родители берут на себя в связи с приемом в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
3) о ребенке, оставшемся без попечения родителей, потребностях его нормального развития, основах ухода за ним;
4) о правилах безопасного воспитания приемных детей в зависимости от возраста ребенка, его жизненного опыта, потребностей его развития, обеспечения его безопасности как дома, так и вне дома - на улице, в общественных местах;
5) о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему ребенка;
6) о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых приемному родителю;
7) о порядке контактов ребенка с родителями и родственниками.
3.2. Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие Программу подготовки, по завершении курса должны знать:
1) права и обязанности приемных родителей как в отношении ребенка, так и в отношении сопровождающей семьи;
2) закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды;
3) важность удовлетворения потребности ребенка в идентичности и в эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;
4) причины возникновения и последствия эмоциональной депривации;
5) о влиянии прошлого опыта ребенка: депривации, жестокого обращения, пренебрежении нуждами ребенка, разлуки с семьей на психофизическое развитие и поведение ребенка;
6) этапы и особенности проживания горя, возможности оказания помощи ребенку на разных этапах проживания горя;
7) особенности протекания периода адаптации ребенка в приемной семье;
8) о влиянии собственного опыта приемных родителей на их отношение к "трудному" поведению детей;
9) санитарно-гигиенические правила и нормы воспитания детей в семье;
10) способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития;
11) возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, методы и приемы полового воспитания в семье;
12) основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан;
13) порядок взаимодействия замещающей семьи с органами опеки и попечительства и иными органами и организациями, предоставляющими услуги детям и семьям.
3.3. Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие Программу подготовки, должны уметь:
1) использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательских компетенций и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений как личных, так и семейных для приема в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и его воспитания;
2) видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию приемного ребенка;
3) рассматривать "трудное" поведение ребенка в контексте окружающих условий и его прошлого травматического опыта;
4) выбирать способы реагирования на "трудное" поведение ребенка в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации;
5) осознавать природу своих чувств по поводу "трудного" поведения ребенка;
6) быть готовым оказать поддержку ребенку, пережившему горе и потерю;
7) предотвращать риск жестокого обращения с ребенком в своей семье;
8) оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;
9) понимать разницу в проявлениях детской сексуальности и сексуализированного поведения;
10) преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места родителей и кровных родственников в жизни ребенка;
11) прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
12) понимать разницу между потребностями ребенка, оставшегося без попечения родителей, и возможностями своей семьи;
13) оценивать воспитательский ресурс своей семьи;
14) заботиться о здоровье ребенка;
15) соблюдать конфиденциальность в отношении ребенка;
16) быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания ребенка;
17) быть готовыми к сотрудничеству с организациями, специалистами, работающими с семьей и детьми;
18) ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей, и приемным семьям.
4. ТРЕБОВАНИЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
4.1. Цели итоговой аттестации:
1) изучение, диагностика и оценка представлений, знаний и умений кандидатов в приемные родители по курсу подготовки;
2) определение возможностей, способностей будущего приемного родителя к дальнейшему развитию, преодолению собственных трудностей и стереотипов;
3) определение дальнейшего взаимодействия с кандидатами в приемные родители, сотрудничества на перспективу, условий сопровождения кандидатов в приемные родители.
4.2. При аттестации важно соблюдать следующие правила:
1) кандидат в приемные родители аттестуется в соответствии с требованиями к уровню освоения содержания курса подготовки (раздел 3 настоящего Порядка);
2) кандидат в приемные родители получает информацию о своих позитивно-потенциальных возможностях, перспективах развития;
3) создание и постоянная поддержка комфортных условий аттестации;
4) соблюдение границы и неприкосновенности внутреннего мира аттестуемого;
5) проведение согласованной работы при расхождении оценки комиссии с оценкой аттестуемого.
4.3. Итоговая аттестация кандидатов в приемные родители проводится по окончании курса подготовки кандидатов в приемные родители в форме собеседования и выборочного опроса по темам обучения.
4.4. Необходимыми условиями для допуска кандидата в приемные родители к итоговой аттестации является:
1) посещение кандидатом в приемные родители не менее 80% занятий при очной форме обучения;
2) успешное выполнение кандидатам в приемные родители не менее 80% заданий при очно-заочной форме обучения.
4.5. Общее время собеседования и выборочного опроса включается в сумму часов обучения и должно составлять не менее 30 минут. Критерием успешного прохождения итоговой аттестации является дача гражданином не менее 80% верных ответов на вопросы по разделам обучения.
4.6. Состав аттестационной комиссии включает не менее трех специалистов в области психологии, медицины, педагогики и/или социальной роботы, осуществляющих подготовку кандидатов в приемные родители.
4.7. Решение аттестационной комиссии принимается в виде протокола, с которым гражданин знакомится под расписку в день проведения аттестации.
5. ПРОЦЕДУРА ВЫДАЧИ СВИДЕТЕЛЬСТВА
5.1. В случае успешного прохождения итоговой аттестации Школой приемного родителя гражданину в течение 3 календарных дней выдается свидетельство о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации (далее - свидетельство) по форме согласно приложению № 3 (не приводится).
5.2. Выданные свидетельства регистрируются в журнале учета выданных свидетельств о прохождении Программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации по форме согласно приложению № 4 (не приводится).
5.3. Срок действия свидетельства законодательством Российской Федерации не установлен.
5.4. В случае утраты свидетельства либо непригодности для дальнейшего использования в следствие износа или повреждения кандидат в приемные родители подает заявление о выдаче дубликата свидетельства, а также предъявляет паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, в Школу приемного родителя, в которой проходил подготовку.
Школа приемного родителя выдает дубликат свидетельства в срок, не превышающий одного месяца с момента обращения.
Приложение № 1
к Порядку
по организации и осуществлению деятельности
по подготовке лиц, желающих принять на воспитание
в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
ЖУРНАЛ
Регистрации письменных заявлений граждан о прохождении
подготовки лиц, желающих принять в свою семью ребенка,
оставшегося без попечения родителей
№ пп
Ф.И.О. гражданина
Паспортные данные
Адрес проживания
Орган опеки и попечительства, направивший гражданина на прохождение подготовки
Дата приема заявления
Форма прохождения подготовки, указанная в заявлении
1
2
3
4
5
6
7
Примечание: страницы журнала нумеруются, прошнуровываются и скрепляются подписью руководителя органа опеки и попечительства/организации, осуществляющей подготовку граждан, и печатью.
------------------------------------------------------------------
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КЕДРОВОГО
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июня 2014 г. № 256/1
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ
ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ
БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, И ПОРЯДКА ПО ОРГАНИЗАЦИИ
И ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОДГОТОВКЕ ЛИЦ,
ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ
РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
В связи с принятием Федерального закона от 30.11.2011 № 351-ФЗ "О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации", в целях совершенствования подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и на основании приказа Департамента по вопросам семьи и детей Томской области от 06.12.2012 № 310 "Об утверждении Программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и Порядка по организации и осуществлению деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою ребенка, оставшегося без попечения родителей" постановляю:
1. Утвердить Программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, согласно приложению № 1.
2. Утвердить Порядок по организации и осуществлению деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, согласно приложению № 2.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя мэра по социальной политике и управлению делами администрации города Кедрового Н.И.Кислицкую.
И.о. мэра
Е.В.БРЕНЬ
Приложение № 1
Утверждена
постановлением
администрации города Кедрового
от 02.06.2014 № 256/1
ПРОГРАММА
ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ
В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. Целью Программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее - Программа), является обеспечение психолого-педагогической, правовой подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
2. Основные задачи Программы:
1) ознакомить слушателей с основными психологическими, медицинскими и юридическими аспектами, связанными с приемом в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
2) помочь лицам, желающим принять ребенка, разобраться в мотивах принятия решения о приеме ребенка в семью, личных и семейных ресурсах, психологической готовности к приему ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание;
3) помочь лицам, желающим принять ребенка, определиться с формой семейного устройства в соответствии с имеющимися у слушателей ресурсами, семейной ситуацией;
4) повысить уровень родительской компетенции в вопросах содержания и воспитания ребенка, принятого на воспитание в семью, в том числе в ходе адаптации ребенка в семье и в процессе прохождения им возрастных кризисов развития для создания безопасной среды, успешной социализации и развития;
5) предоставить информацию о возможности получения помощи и сопровождения в организациях, оказывающих социальные услуги.
3. Целевой группой Программы являются лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
4. Ожидаемые результаты Программы:
1) осознанное восприятие потенциальными приемными родителями своих чувств, ожиданий, мотивов в процессе решения стать семьей ребенку, оставшемуся без попечения родителей;
2) способствование осознанному восприятию приемными родителями факта появления ребенка в семье;
3) формирование у потенциальных приемных родителей четких представлений об особенностях ребенка-сироты и процесса адаптации его в приемной семье;
4) повышения уровня психолого-педагогической компетентности приемных родителей;
5) более грамотная родительская позиция потенциальных приемных родителей в вопросах воспитания и формирования привязанности у принятого в семью ребенка, его взаимосвязи с биологической семьей;
6) развитие способности у потенциальных приемных родителей применять полученные теоретические знания на практике;
7) понимание приемными родителями причин возникающих проблем и умение находить пути их решения.
5. Программа подготовки состоит из 13 разделов и предусматривает изучение следующих тем по разделам:
5.1. Раздел 1 "Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители", включающий проведение с каждым из кандидатов в приемные родители индивидуального собеседования в целях выяснения мотивов, ожиданий, понимания правовых и иных последствий приема ребенка на воспитание в семью, ресурсов семьи (материальных, социальных и психологических условий в семье, которые будут способствовать воспитанию ребенка) и изучение следующих тем:
а) содержание, цели, и этапы проведения Программы подготовки кандидатов в приемные родители;
б) задачи подготовки, в том числе касающиеся:
- выявления и формирование воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;
- оказания помощи кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей;
- ознакомления кандидатов в приемные родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;
- формирования у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;
- формирования у кандидатов в приемные родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;
- ознакомления кандидатов в приемные родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами "трудного" поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;
- ознакомления кандидатов в приемные родители с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;
- ознакомления кандидатов в приемные родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождении приемных семей;
в) понятие обучающе-психологического тренинга, содержание особенностей и порядка его прохождения, а также прохождение психологического обследования кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки (в случае проведения такого обследования с согласия кандидатов в приемные родители);
г) причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной приемной семьей;
д) общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
5.2. Раздел 2 "Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей", включающий изучение следующих тем:
- изучение потребностей развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживание - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать;
- проведение оценки кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы;
- проведение оценки кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.
5.3. Раздел 3 "Этапы развития ребенка", включающий изучение следующих тем:
- общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество);
- роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.
5.4. Раздел 4 "Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка", включающий изучение следующих тем:
- виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка;
- диспропорции развития ребенка; понятия "умственная отсталость" и "задержка психического развития", их отличия;
- семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение;
- оценка кандидата в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.
5.5. Раздел 5 "Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушение привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)", включающий изучение следующих тем:
- потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка; роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка;
- причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей;
- типы "нарушенной привязанности" (понятий "негативной (невротической) привязанности", "амбивалентной привязанности", "избегающей привязанности", "дезорганизованной привязанности");
- понятие "горе и потеря" в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей; психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие); последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка.
5.6. Раздел 6 "Адаптация приемного ребенка и приемной семьи", включающий изучение следующих тем:
- особенности ожидания приемных семей: страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации, подготовка родственников к появлению приемного ребенка;
- этапы адаптационного периода: чувства и переживания ребенка, приходящего в семью, способы преодоления трудностей адаптации;
- тайна усыновления: ее реальные и мнимые преимущества и сложности; способы, как сказать ребенку, что он приемный;
- роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье.
5.7. Раздел 7 "Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка", включающий изучение следующих тем:
- формы "трудного" поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ); их причины и способы работы с ними;
- эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка;
- причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм;
- понимание приемными родителями того, что их собственный опыт влияет на отношение к детям с "трудным" поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание, каким образом в решении проблем "трудного" поведения могут помочь специалисты.
5.8. Раздел 8 "Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка", включающий изучение следующих тем:
- создание безопасных условий для воспитания ребенка в семье и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством);
- способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним;
- предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье, на улице и в общественных местах;
- медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка.
5.9. Раздел 9 "Особенности полового воспитания приемного ребенка", включающий изучение следующих тем:
- возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения;
- формирование половой идентичности у ребенка; полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности;
- способы защиты ребенка от сексуального насилия.
5.10. Раздел 10 "Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка", включающий изучение следующих тем:
- родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка;
- стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители;
- способы реагирования на стрессовые ситуации;
- социальные связи семьи кандидата в приемные родители, система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи;
- семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции;
- понимание всеми членами семьи кандидата в приемные родители проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.
5.11. Раздел 11 "Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан", включающий изучение следующих тем:
- правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью;
- формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство); формы опеки (возмездная и безвозмездная); различия между формами семейного устройства;
- требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в приемные родители; порядок представления кандидатами в приемные родителями документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем;
- порядок представления кандидатами в приемные родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей;
- правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации; возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка;
- порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка; порядок подготовки и подачи заявления в суд; правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения;
- порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства перечня документов на ребенка, передаваемых приемной семье;
- порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью;
- меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством Томской области; выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства;
- защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка;
- порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье; порядок представления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом;
- правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) - личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей;
- порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семьей ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку;
- последствия отмены усыновления, опеки и попечительства;
- порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.
5.12. Раздел 12 "Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям", включающий изучение следующих тем:
- родительские и профессиональные функции приемной семьи;
- взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такого взаимодействия;
- информирование кандидатов в приемные родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи;
- взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом.
5.13. Раздел 13 "Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители", включающий изучение следующих тем:
- обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители;
- обсуждение степени усвоения подготовки кандидатов в приемные родители;
- проведение самооценки кандидатов в приемные родители и выявление готовности кандидатов в приемные родители к приему ребенка на воспитание.
6. Трудоемкость Программы подготовки составляет 40 академических часов (из них не менее 70% академических часов практических занятий (тренинга)).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
N
Разделы
Всего часов
Количество часов, в том числе
лекции
практические занятия
другие формы
1
Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители
2
1
1
2
Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей
4
2
2
3
Этапы развития ребенка
2
2
4
Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка
4
2
1
1
5
Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей
3
2
1
6
Адаптация приемного ребенка и приемной семьи
4
2
1
1
7
"Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка
4
1
2
1
8
Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка
2
2
9
Особенности полового воспитания приемного ребенка
4
2
1
1
10
Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка
3
2
1
11
Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей
2
2
12
Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям
1
1
13
Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители
5
5
ВСЕГО
40
18
8
14
Приложение № 2
Утвержден
постановлением
администрации города Кедрового
от 02.06.2014 № 256/1
ПОРЯДОК
ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОДГОТОВКЕ
ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА,
ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящий Порядок подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее - Порядок), регулирует организацию и осуществление подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее - подготовка).
1.2. Подготовка лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее - кандидаты в приемные родители) проводится с целью психолого-педагогической, правовой подготовки этих лиц, оказания помощи кандидатам в приемные родители с формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, повышения уровня родительской компетенции в вопросах содержания и воспитания ребенка, принятого на воспитание в семью, по Программе подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее - Программа), утвержденной постановлением администрации города Кедрового от 30.05.2014 № 254/1.
1.3. Подготовка кандидатов в приемные родители осуществляется специалистами опеки и попечительства отдела по труду и социальной политике администрации города Кедрового (далее - Школа приемного родителя).
1.4. Подготовка кандидатов в приемные родители является обязательной для всех граждан, желающих принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, за исключением:
близких родственник ребенка, оставшегося без попечения родителей, передаваемого в семью на воспитание (родственники по прямой нисходящей линии (бабушки, дедушки, полнородные и не полнородные (имеющие общего отца или мать) братья и сестры);
лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено;
лиц, которые являлись или являются опекунами, попечителями детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей, желающих взять ребенка, оставшегося без попечения родителей, под опеку или попечительство, в том числе и в приемную семью;
отчима и мачехи ребенка, подавших заявление об его усыновлении.
Лица, перечисленные в абзацах втором - пятом настоящего пункта, могут пройти подготовку по своему желанию.
1.5. Подготовка кандидатов в приемные родители осуществляется на безвозмездной основе.
1.6. Информация о школе приемного родителя, месте расположения, контактных данных и режиме работы размещается на информационном стенде органа опеки и попечительства отдела по труду и социальной политике администрации города Кедрового, доводится до сведения граждан с использованием средств массовой информации посредством размещения в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, в том числе на официальном сайте муниципального образования "Город Кедровый", на личном приеме, по телефону, по электронной почте.
1.7. Школа приемного родителя обеспечивает процесс обучения, исходя из интересов и удобства граждан в прохождении подготовки.
1.8. Школа приемного родителя организует процесс обучения в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных".
1.9. Школа приемного родителя должна быть оборудовать помещение для проведение групповых и индивидуальных занятий, места хранения документации в соответствии с нормами санитарной пожарной безопасности.
2. ПОДГОТОВКА КАНДИДАТОВ В ПРИЕМНЫЕ РОДИТЕЛИ
2.1. Кандидаты в приемные родители самостоятельно выбирают Школу приемного родителя, в которой будут проходить подготовку, независимо от своего места жительства или своего места пребывания в пределах Томской области.
2.2. Заключение кандидатов в приемные родители на курс подготовки осуществляется по их письменному заявлению, поданному в Школу приемного родителя, при предоставлении паспорта или иного документа, удостоверяющего личность.
2.3. Заявление граждан, желающих пройти курс подготовки, регистрируются в журнале регистрации письменных заявлений граждан о прохождении подготовки кандидатов в приемные родители во форме согласно приложению № 1.
2.4. Школа приемного родителя рассматривает заявление о прохождении подготовки в течение 7 календарных дней с момента получения заявления и в письменной форме уведомляет кандидата о принятом решении.
2.5. Кандидаты в приемные родители перед началом обучения проходят собеседование об условиях обучения и подписывают информационное согласие по форме согласно приложению № 2 (не приводится).
2.6. Подготовка граждан, желающих принять ребенка на воспитание в семью, осуществляется в следующих формах:
- очной
- очно-заочной.
2.7. Подготовка проводится по очной форме в группе не более 25 человек либо в индивидуальном порядке. Подготовка по очно-заочной форме проводится в индивидуальной, групповой формах.
2.8. Кандидаты в приемные родители должны приступить к прохождению курса подготовки не позднее 2 месяцев с момента подачи заявления.
2.9. При невозможности набора группы проводится индивидуальная подготовка граждан. В этом случае срок ожидания гражданами начала обучения с момента обращения в Школу приемного родителя не может превышать одного месяца.
2.10. Продолжительность подготовки граждан должна быть не менее 1 месяца и не более 3 месяцев с момента начала обучения.
2.11. Школа приемного родителя предусматривает возможность прохождения кандидатами в приемные родители обучения в вечернее время и в выходные дни, а также совместно с гражданами определяет форму обучения.
2.12. Школа приемного родителя должна формировать тренерско-преподавательский состав из специалистов, имеющих высшее профессиональное обучение в области психологии, медицины, педагогики и/или социальной работы, опыт практической работы с семьями опекунов (попечителей), усыновителей и детей, оставшихся без попечения родителей, обладающих навыками преподавания с использованием активных форм обучения взрослых, навыки консультирования; возможно привлечение к проведению занятий узких специалистов, приемных с учетом индивидуальных или групповых потребностей и запросов обучающихся.
Состав преподавателей утверждается постановлением мэра города Кедрового
2.13. Школа приемного родителя должна формировать группы для занятий с учетом форм и методов работы; активные формы обучения - семинары, тренинги, другие практические занятия предполагают соответствующий численный состав группы: до 15 человек - 1 тренер (консультант), от 16 и более - 2 тренера (консультанта).
2.14. Иностранными гражданами, лицами без гражданства или гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, которые желают принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей и являющегося гражданином Российской Федерации, могут быть представлены документы о прохождении соответствующей подготовки на территории государства, в котором они постоянно проживают, с учетом тематики и в объеме, не менее чем это предусмотрено указанными в абзаце втором пункта 4 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации требованиями к содержанию Программы подготовки граждан, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
2.15. В случае, если иностранные граждане лица без гражданства или граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации, которые желают принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей и являющегося гражданином Российской Федерации не прошли соответствующую подготовку на территории иностранного государства, в котором они постоянно проживают, указанная подготовка проводится на территории Российской Федерации в порядке, установленном пунктом 4 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации.
3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ КАНДИДАТАМИ
В ПРИЕМНЫЕ РОДИТЕЛИ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ПОДГОТОВКИ
3.1. Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие Программу подготовки, по завершении курса должны иметь четкое представление:
1) о системе защиты прав детей, формах устройства ребенка на воспитание в семью, взаимодействии организации по подготовке приемных семей, сопровождающей организации и приемной семьи в процессе подготовки и после приема ребенка в семью, финансовой помощи приемным семьям;
2) об ответственности за жизнь и здоровье ребенка, его воспитание и развитие, которую кандидаты в приемные родители берут на себя в связи с приемом в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
3) о ребенке, оставшемся без попечения родителей, потребностях его нормального развития, основах ухода за ним;
4) о правилах безопасного воспитания приемных детей в зависимости от возраста ребенка, его жизненного опыта, потребностей его развития, обеспечения его безопасности как дома, так и вне дома - на улице, в общественных местах;
5) о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему ребенка;
6) о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых приемному родителю;
7) о порядке контактов ребенка с родителями и родственниками.
3.2. Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие Программу подготовки, по завершении курса должны знать:
1) права и обязанности приемных родителей как в отношении ребенка, так и в отношении сопровождающей семьи;
2) закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды;
3) важность удовлетворения потребности ребенка в идентичности и в эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;
4) причины возникновения и последствия эмоциональной депривации;
5) о влиянии прошлого опыта ребенка: депривации, жестокого обращения, пренебрежении нуждами ребенка, разлуки с семьей на психофизическое развитие и поведение ребенка;
6) этапы и особенности проживания горя, возможности оказания помощи ребенку на разных этапах проживания горя;
7) особенности протекания периода адаптации ребенка в приемной семье;
8) о влиянии собственного опыта приемных родителей на их отношение к "трудному" поведению детей;
9) санитарно-гигиенические правила и нормы воспитания детей в семье;
10) способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития;
11) возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, методы и приемы полового воспитания в семье;
12) основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан;
13) порядок взаимодействия замещающей семьи с органами опеки и попечительства и иными органами и организациями, предоставляющими услуги детям и семьям.
3.3. Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие Программу подготовки, должны уметь:
1) использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательских компетенций и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений как личных, так и семейных для приема в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и его воспитания;
2) видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию приемного ребенка;
3) рассматривать "трудное" поведение ребенка в контексте окружающих условий и его прошлого травматического опыта;
4) выбирать способы реагирования на "трудное" поведение ребенка в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации;
5) осознавать природу своих чувств по поводу "трудного" поведения ребенка;
6) быть готовым оказать поддержку ребенку, пережившему горе и потерю;
7) предотвращать риск жестокого обращения с ребенком в своей семье;
8) оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;
9) понимать разницу в проявлениях детской сексуальности и сексуализированного поведения;
10) преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места родителей и кровных родственников в жизни ребенка;
11) прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
12) понимать разницу между потребностями ребенка, оставшегося без попечения родителей, и возможностями своей семьи;
13) оценивать воспитательский ресурс своей семьи;
14) заботиться о здоровье ребенка;
15) соблюдать конфиденциальность в отношении ребенка;
16) быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания ребенка;
17) быть готовыми к сотрудничеству с организациями, специалистами, работающими с семьей и детьми;
18) ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей, и приемным семьям.
4. ТРЕБОВАНИЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
4.1. Цели итоговой аттестации:
1) изучение, диагностика и оценка представлений, знаний и умений кандидатов в приемные родители по курсу подготовки;
2) определение возможностей, способностей будущего приемного родителя к дальнейшему развитию, преодолению собственных трудностей и стереотипов;
3) определение дальнейшего взаимодействия с кандидатами в приемные родители, сотрудничества на перспективу, условий сопровождения кандидатов в приемные родители.
4.2. При аттестации важно соблюдать следующие правила:
1) кандидат в приемные родители аттестуется в соответствии с требованиями к уровню освоения содержания курса подготовки (раздел 3 настоящего Порядка);
2) кандидат в приемные родители получает информацию о своих позитивно-потенциальных возможностях, перспективах развития;
3) создание и постоянная поддержка комфортных условий аттестации;
4) соблюдение границы и неприкосновенности внутреннего мира аттестуемого;
5) проведение согласованной работы при расхождении оценки комиссии с оценкой аттестуемого.
4.3. Итоговая аттестация кандидатов в приемные родители проводится по окончании курса подготовки кандидатов в приемные родители в форме собеседования и выборочного опроса по темам обучения.
4.4. Необходимыми условиями для допуска кандидата в приемные родители к итоговой аттестации является:
1) посещение кандидатом в приемные родители не менее 80% занятий при очной форме обучения;
2) успешное выполнение кандидатам в приемные родители не менее 80% заданий при очно-заочной форме обучения.
4.5. Общее время собеседования и выборочного опроса включается в сумму часов обучения и должно составлять не менее 30 минут. Критерием успешного прохождения итоговой аттестации является дача гражданином не менее 80% верных ответов на вопросы по разделам обучения.
4.6. Состав аттестационной комиссии включает не менее трех специалистов в области психологии, медицины, педагогики и/или социальной роботы, осуществляющих подготовку кандидатов в приемные родители.
4.7. Решение аттестационной комиссии принимается в виде протокола, с которым гражданин знакомится под расписку в день проведения аттестации.
5. ПРОЦЕДУРА ВЫДАЧИ СВИДЕТЕЛЬСТВА
5.1. В случае успешного прохождения итоговой аттестации Школой приемного родителя гражданину в течение 3 календарных дней выдается свидетельство о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации (далее - свидетельство) по форме согласно приложению № 3 (не приводится).
5.2. Выданные свидетельства регистрируются в журнале учета выданных свидетельств о прохождении Программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации по форме согласно приложению № 4 (не приводится).
5.3. Срок действия свидетельства законодательством Российской Федерации не установлен.
5.4. В случае утраты свидетельства либо непригодности для дальнейшего использования в следствие износа или повреждения кандидат в приемные родители подает заявление о выдаче дубликата свидетельства, а также предъявляет паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, в Школу приемного родителя, в которой проходил подготовку.
Школа приемного родителя выдает дубликат свидетельства в срок, не превышающий одного месяца с момента обращения.
Приложение № 1
к Порядку
по организации и осуществлению деятельности
по подготовке лиц, желающих принять на воспитание
в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
ЖУРНАЛ
Регистрации письменных заявлений граждан о прохождении
подготовки лиц, желающих принять в свою семью ребенка,
оставшегося без попечения родителей
№ пп
Ф.И.О. гражданина
Паспортные данные
Адрес проживания
Орган опеки и попечительства, направивший гражданина на прохождение подготовки
Дата приема заявления
Форма прохождения подготовки, указанная в заявлении
1
2
3
4
5
6
7
Примечание: страницы журнала нумеруются, прошнуровываются и скрепляются подписью руководителя органа опеки и попечительства/организации, осуществляющей подготовку граждан, и печатью.
------------------------------------------------------------------