Распоряжение Администрации Томской области от 21.01.2014 N 28-ра "Об утверждении Плана мероприятий по обеспечению семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Томской области"
АДМИНИСТРАЦИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 21 января 2014 г. № 28-ра
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СЕМЕЙНОГО
УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ
РОДИТЕЛЕЙ, НА ТЕРРИТОРИИ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
1. В целях развития на территории Томской области системы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвердить План мероприятий по обеспечению семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Томской области (далее - План) согласно приложению к настоящему распоряжению.
2. Исполнительным органам государственной власти Томской области обеспечить выполнение Плана, утвержденного настоящим распоряжением, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных им в областном бюджете на соответствующий финансовый год.
3. Ответственным исполнителям мероприятий Плана ежегодно, до 20 января и 20 июля года, следующего за отчетным, направлять в Департамент по вопросам семьи и детей Томской области информацию о ходе реализации мероприятий Плана.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Томской области при формировании и осуществлении программ (планов мероприятий) в интересах детей учитывать мероприятия Плана, утвержденного настоящим распоряжением.
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора Томской области по социальной политике Акатаева Ч.М.
И.о. Губернатора
Томской области
А.М.ФЕДЕНЕВ
Утвержден
распоряжением
Администрации Томской области
от 21.01.2014 № 28-ра
ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СЕМЕЙНОГО УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ-СИРОТ
И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,
НА ТЕРРИТОРИИ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Раздел 1
В Томской области в 2012 году проживали 200498 детей, в том числе 5589 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (без усыновленных детей), или 2,78% от общей численности детского населения (2011 год - 5623 человека, 2,84%; 2010 год - 5499 человек, 2,88%).
В 2012 году вновь выявлено 672 ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей. Динамика данного показателя является положительной и характеризуется снижением значений показателя: 2011 год - 796 человек, 2010 год - 951 человек.
Абсолютное большинство детей данной категории (86%) - социальные сироты вследствие неблагополучия семей, ограничений и лишений родителей их прав. В 2012 году в Томской области родительских прав лишены один или оба родителя в отношении 523 детей, в 2011 году - 611 детей, в 2010 году - 767 детей. Число детей, родители которых ограничены в родительских правах, в 2012 году составляло 94 человека, в 2011 году - 91 человек, в 2010 году - 115 человек.
В инфраструктуру помощи семье и детям входят социально-реабилитационные центры, центры помощи семье и детям, реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями и организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - организации для детей-сирот).
Для решения проблемы социального сиротства в Томской области принят ряд значимых документов, формирующих приоритеты в социальной политике, инновационные организационно-управленческие механизмы.
С принятием распоряжения Губернатора Томской области от 25.11.2005 № 693-р "О создании системы профилактики социального сиротства в Томской области", а также распоряжения Губернатора Томской области от 29.12.2008 № 407-р "О взаимодействии исполнительных органов государственной власти Томской области с иными органами и организациями по вопросам выявления детей, нуждающихся в государственной защите, и устранения причин нарушения их прав и законных интересов" в регионе развернулась широкомасштабная деятельность по реформированию действующей традиционной модели защиты детства.
В рамках реализации региональной программы "Право ребенка на семью на 2009 - 2013 годы", утвержденной распоряжением Администрации Томской области от 14.07.2009 № 469-ра "Об утверждении региональной программы "Право ребенка на семью на 2009 - 2013 годы", во взаимодействии с Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, организована комплексная профилактическая помощь семьям и детям по технологии работы со "случаем" в 20 муниципальных образованиях Томской области. Ежегодно адресной индивидуальной работой по месту жительства охвачены около 4000 детей из 1900 семей; 39,4% от общего числа семей, в которых были открыты "случаи", выявлены на ранних стадиях семейного кризиса.
В рамках вышеуказанной программы, а также региональной программы "Защитим детей от насилия на 2011 - 2013 годы", утвержденной распоряжением Администрации Томской области от 25.02.2011 № 128-ра "Об утверждении региональной программы "Защитим детей от насилия на 2011 - 2013 годы", в режиме "пилотных" проектов апробированы и внедрены 10 профилактических социальных услуг ("Реабилитационный досуг для детей группы риска", "Социальная гостиная", "Домашние помощники и индивидуальные тьюторы", "Телефон доверия", "Реабилитация детей, пострадавших от насилия" и др.). Данные услуги предоставлялись в соответствии с минимальными стандартами социальных услуг по профилактике социального сиротства, что позволило отработать конкурсный механизм заказа данных услуг и вовлечь в данную сферу организации различной ведомственной принадлежности (учреждения образования, здравоохранения, социального обслуживания, культуры), а также некоммерческие организации.
На территории Томской области продолжает развиваться и совершенствоваться институт замещающей семьи. В замещающих семьях по состоянию на конец 2012 года проживают 81,4% детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты). Динамика данного показателя: 2011 год - 82,7%, 2010 год - 79,5%.
Из 5589 детей-сирот (без учета усыновленных детей) 2482 (44,4%) ребенка находятся под безвозмездной формой опеки (попечительства), 2027 (36,2%) детей - под возмездной формой опеки (в приемных семьях), 754 (13,49%) ребенка - в организациях для детей-сирот, 268 (4,8%) детей - в профессиональных образовательных организациях, 39 (0,7%) детей - под предварительной опекой, 19 (0,3%) детей остались неустроенными на конец отчетного года.
На воспитание в замещающие семьи за 2012 год переданы 755 детей, в 2011 году - 880 детей, в 2010 году - 703 ребенка. Снижение численности переданных детей в замещающие семьи связано со снижением численности выявленных детей-сирот.
Из 755 детей, переданных в замещающие семьи в 2012 году, в том числе под безвозмездную форму опеки (попечительства), устроен 301 ребенок (39,9% от общего числа детей, переданных в замещающие семьи), под возмездную форму опеки (в приемные семьи) - 297 детей (39,3%), усыновлено - 74 ребенка (9,8%). Число детей, устроенных под безвозмездную форму опеки, в 2012 году снизилось по сравнению с 2011 годом с 2636 до 2482; число детей, переданных под возмездную опеку (приемная семья), выросло с 1905 до 2027, число усыновленных детей увеличилось с 72 до 74.
В целях регламентации деятельности по предоставлению гражданам информации о детях-сиротах Департаментом по вопросам семьи и детей Томской области разработан и утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги "Предоставление документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей".
В целях подготовки граждан, желающих взять ребенка в свою семью, и дальнейшего сопровождения замещающих семей в 21 учреждении, подведомственном Департаменту по вопросам семьи и детей Томской области, созданы службы семейного устройства, в состав которых входят социальные педагоги и педагоги-психологи.
В целях создания системы обучения кандидатов в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители в 2012 году в Томской области разработана и утверждена Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка-сироту, и утвержден Порядок по организации и осуществлению деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка-сироту. Программа рассчитана на 40 часов и состоит из 13 содержательных разделов.
За 2012 год 623 кандидата в замещающие родители прошли школу приемных родителей, 69 воспитанников организаций для детей-сирот устроены в замещающую семью, 2 ребенка усыновлены, 12 детей из организаций для детей-сирот возвращены в семьи кровных родителей. В службах сопровождения замещающих семей, действующих при организациях для детей-сирот, находятся на сопровождении 1308 замещающих семей, 65% замещающих семей получили психологическую помощь и поддержку. В 2012 году 59 детей возвращены в организации для детей-сирот из замещающих семей (83 ребенка в 2010 году, 44 ребенка в 2011 году).
В Томской области широко практикуется временная передача детей-сирот, находящихся в организациях для детей-сирот, в семьи граждан в выходные дни и каникулярное время. Данная форма работы как профилактика возвратов и подготовка ребенка для проживания в семье широко практикуется организациями для детей-сирот при передаче детей в замещающие семьи. Внедрение данной формы работы позволило снизить риски возвратов детей из семей опекунов (попечителей), приемных родителей.
Департаментом по вопросам семьи и детей Томской области совместно с органами местного самоуправления муниципальных образований Томской области систематически проводится работа по своевременному представлению актуализированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, в региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. При содействии некоммерческих благотворительных организаций обновлены фотографии детей, обеспечивается постоянный контроль за актуализацией информации о состоянии их здоровья. На 01.01.2013 в региональном банке данных состояли на учете 837 детей, оставшихся без попечения родителей, на 01.01.2012 - 903 ребенка, на 01.01.2011 - 969 детей.
На территории Томской области проводится информационная кампания по продвижению семейного устройства детей-сирот. В 2011 - 2012 гг. вышли 135 материалов в СМИ, включая 61 сюжет в электронных СМИ (радио, телевидение) и 16 материалов в печатных СМИ. К активному продвижению семейного устройства привлечены 18 средств массовой информации и 11 некоммерческих организаций.
За последние пять лет наблюдается стабильная тенденция к сокращению числа детей-сирот, поступающих в организации для детей-сирот Томской области (2012 год - 153 ребенка, 2011 год - 187 детей, 2010 год - 286 детей, 2009 год - 193 ребенка, 2008 год - 364 ребенка).
В 2008 - 2011 гг. на территории Томской области действовала программа развития сети организаций для детей-сирот, целью которой являлась реорганизация сети организаций для детей-сирот (перепрофилирование, объединение, закрытие ряда детских домов, а также сокращение численности мест в детских домах).
На начало 2008 года на территории Томской области действовали 12 детских домов, подведомственных Департаменту по вопросам семьи и детей Томской области, мощностью на 830 койко-мест, а также 3 школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2 дома ребенка.
За период 2008 - 2011 гг. закрыты 3 детских дома (ОГОУ для детей-сирот "Первомайский детский дом", ОГОУ для детей-сирот "Новиковский детский дом", ОГОУ для детей-сирот "Малиновский детский дом"), произошло сокращение лицензионной численности мест в 7 детских домах (ОГКОУ для детей-сирот "Тогурский детский дом", ОГКОУ для детей-сирот "Чердатский детский дом", ОГКОУ для детей-сирот "Асиновский детский дом", ОГКОУ для детей-сирот "Орлиное гнездо", ТОГКОУ "Специальный (коррекционный) детский дом № 1 для детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья", ОГКОУ для детей-сирот "Бакчарский детский дом", ОГКОУ для детей-сирот "Семилуженский детский дом"). По состоянию на 01.01.2012 лицензионная численность мест в организациях для детей-сирот составила 520 койко-мест. С 01.09.2012 мощность организаций для детей-сирот составила 474 койко-места.
В настоящее время на территории Томской области функционируют 13 организаций для детей-сирот, в том числе:
9 детских домов (1 - для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья), подведомственных Департаменту по вопросам семьи и детей Томской области;
1 дом-интернат для умственно отсталых детей, подведомственный Департаменту по вопросам семьи и детей Томской области;
2 специальных (коррекционных) школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья, подведомственные Департаменту общего образования Томской области;
1 дом ребенка для детей от 0 до 4 лет, подведомственный Департаменту здравоохранения Томской области.
По состоянию на 01.12.2013, в 9 детских домах находятся на воспитании 392 ребенка-сироты, в 2 школах-интернатах для детей с ограниченными возможностями здоровья проживают 94 ребенка-сироты, в доме ребенка содержатся 114 детей-сирот, в доме-интернате для умственно отсталых детей находятся 96 детей-сирот.
Основными задачами деятельности организаций для детей-сирот является:
- обеспечение государственных гарантий воспитанникам организаций для детей-сирот;
- создание оптимальной социальной среды для обучения, воспитания, развития и реабилитации детей-сирот, укрепление их здоровья;
- развитие семейных форм устройства воспитанников;
- подбор и подготовка граждан, желающих принять на воспитание детей-сирот, а также оказание услуг по сопровождению замещающих семей;
- социальная адаптация и постинтернатное сопровождение выпускников.
В 2009 - 2013 гг. из организаций для детей-сирот, подведомственных Департаменту по вопросам семьи и детей Томской области, устроены в профессиональные образовательные организации, а также трудоустроены 520 воспитанников.
Ежегодно 90% выпускников поступают в профессиональные образовательные организации, 5% - в образовательные организации высшего образования, 3% устраиваются на работу сразу после выпуска из детского дома, 2% поступают на службу в армию.
В каждой из организаций для детей-сирот разработаны программы по социальной адаптации выпускников, в соответствии с которыми проводится комплекс мероприятий, способствующих положительной социализации выпускников в обществе.
По состоянию на 01.09.2013 из организаций для детей-сирот устроен в образовательные организации высшего образования, профессиональные образовательные организации 71 воспитанник.
По состоянию на 01.11.2013 в региональном банке данных выпускников организаций для детей-сирот состоят на учете 594 ребенка-сироты, а также лица из числа детей-сирот из 8 организаций, подведомственных Департаменту по вопросам семьи и детей Томской области, в возрасте от 16 до 23 лет.
С целью межведомственного взаимодействия в работе по постинтернатному сопровождению выпускников организаций для детей-сирот и оказания им социально-психологических услуг на базе ТОГКОУ для детей-сирот "Детский дом № 4" открыт центр постинтернатной адаптации выпускников организаций для детей-сирот, а также лиц из числа детей-сирот. В центре работает консультативно-методическое отделение, а также стационарное отделение на 5 койко-мест для выпускников организаций для детей-сирот, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в режиме круглосуточного пребывания на условиях самообслуживания. В 2012 году 120 выпускникам центром оказаны консультативные услуги, 5 выпускников воспользовались услугами стационара, в 2013 году более 100 выпускникам оказаны консультативные услуги, 9 выпускников воспользовались услугами стационара.
Нормы материального обеспечения и меры социальной поддержки детей, находящихся в организациях для детей-сирот, утверждены постановлением Администрации Томской области от 05.07.2005 № 74а "Об обеспечении одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием и единовременным денежным пособием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - выпускников областных государственных и муниципальных образовательных учреждений, а также негосударственных общеобразовательных учреждений".
Защита жилищных прав детей-сирот, а также лиц из числа детей-сирот является одним из приоритетных направлений работы по социальной адаптации, жизнеустройству и постинтернатному сопровождению детей данной категории.
С 01.01.2008 в соответствии с Законом Томской области от 11 сентября 2007 года № 188-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа" в бюджете Томской области предусматриваются бюджетные ассигнования для реализации государственных гарантий по обеспечению детей данной категории жилыми помещениями.
В целях совершенствования контроля за осуществлением органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Томской области государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями в 2012 году сформирован Список детей-сирот, а также лиц из числа детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
По состоянию на 01.10.2013 833 человека имеют право на внеочередное предоставление жилого помещения.
С 2008 года на территории Томской области 831 ребенок-сирота, а также лица из числа детей-сирот, имеющих право на внеочередное обеспечение, обеспечены жилыми помещениями.
Финансовое обеспечение мероприятий по обеспечению жильем детей-сирот, а также лиц из числа детей-сирот осуществляется за счет средств федерального и областного бюджетов в рамках реализации государственных программ Томской области.
Несмотря на ряд положительных тенденций в сфере защиты прав детства на территории Томской области остается ряд нерешенных проблем в этой сфере. Так, по ряду муниципальных образований (муниципальное образование "Зырянский район", муниципальное образование "Кривошеинский район", муниципальное образование "Тегульдетский район") доля вновь выявленных детей-сирот превышает аналогичный средний показатель по Томской области в 2 и более раза.
На данном этапе необходимо принятие мер, направленных на совершенствование инновационной модели защиты семьи и детства Томской области, спроектированной как единое экономическое, социальное и образовательное пространство.
Необходимы новые актуализированные цели, задачи, новые механизмы и инновационные формы взаимодействия для повышения качества и уровня жизни семей с детьми в Томской области посредством обновления системы повышения профессиональной компетентности и поддержки специалистов помогающих профессий, работающих с детьми и семьями, с опорой на практико-ориентированный подход.
В настоящее время 90,3% детей от общей численности воспитанников организаций для детей-сирот имеют братьев и сестер, что осложняет их устройство в замещающие семьи. Без широкой работы с общественным мнением, с населением и СМИ новых кандидатов в замещающие родители привлечь все сложнее. Для развития системы семейного устройства требуется более интенсивная и глубокая работа с общественным мнением. Необходимо рассказывать людям о примерах лучших семей, об особенностях детей, о том какие возможности дает семейное устройство детям и родителям. В Томской области создана Ассоциация приемных родителей, волонтеры которой собственным примером помогут позитивно продвигать семейное устройство детей-сирот.
В настоящее время перед государственными органами исполнительной власти Томской области согласно действующему законодательству стоит задача реформирования организаций для детей-сирот путем разукрупнения, создания в них условий, приближенных к семейным, перепрофилирования в центры содействия семейному устройству, социальной адаптации, а также объединения с учреждениями социального обслуживания в соответствии с территориальной потребностью Томской области.
Раздел 2. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СЕМЕЙНОГО
УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ-СИРОТ
№ пп
Мероприятие
Сроки
Ответственные
Ожидаемые результаты
1. Нормативное правовое обеспечение
1.1
Разработка (корректировка) нормативной правовой базы, регламентирующей вопросы обеспечения семейного устройства детей-сирот, в том числе:
внесение изменений в порядок осуществления деятельности по выявлению детей, нуждающихся в государственной защите, и устранению причин нарушений их прав и законных интересов;
4-й квартал 2014 года
Департамент по вопросам семьи и детей Томской области
Совершенствование деятельности по выявлению и учету детей, нуждающихся в государственной защите, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
внесение предложений по изменению нормативных правовых актов Томской области, регламентирующих вопросы предоставления льгот и гарантий детям-сиротам, а также лицам из числа детей-сирот, семьям, воспитывающим детей-сирот (далее - замещающие семьи);
1-й квартал 2014 года
Департамент по вопросам семьи и детей Томской области
приведение нормативных правовых актов Томской области, регламентирующих вопросы предоставления льгот и гарантий детям-сиротам, а также лицам из числа детей-сирот, семьям, воспитывающим детей-сирот, в соответствие с Указом Президента Российской Федерации от 28.12.2012 № 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и методическими рекомендациями к нему;
разработка порядка предоставления услуг по сопровождению замещающих семей и содействию в предоставлении им медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи;
2-й квартал 2014 год
Департамент по вопросам семьи и детей Томской области
наличие разработанного порядка предоставления услуг по сопровождению замещающих семей и содействию в предоставлении им медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, а также внедрение технологии по реализации данного порядка;
разработка порядка ведения реестра организаций, осуществляющих полномочия органов опеки и попечительства по подбору и подготовке граждан, желающих принять на воспитание детей-сирот;
2-й квартал 2014 года
Департамент по вопросам семьи и детей Томской области
создание и поддержание в актуальном состоянии реестра организаций, осуществляющих полномочия органов опеки и попечительства по подбору и подготовке граждан, желающих принять на воспитание детей-сирот;
разработка программы подготовки детей-сирот к передаче на воспитание в замещающие семьи;
3-й квартал 2014 год
Департамент по вопросам семьи и детей Томской области
наличие разработанной базовой программы подготовки детей-сирот к передаче на воспитание в замещающие семьи;
разработка порядка ведения реестра организаций, предоставляющих медицинскую, психологическую, педагогическую, юридическую, социальную помощь детям-сиротам, замещающим семьям;
3-й квартал 2014 года
Департамент по вопросам семьи и детей Томской области
создание и поддержание в актуальном состоянии реестра организаций, предоставляющих медицинскую, психологическую, педагогическую, юридическую, социальную помощь детям-сиротам, замещающим семьям;
разработка перечней и стандартов качества предоставляемых организациями для детей-сирот услуг по семейному устройству детей-сирот
4-й квартал 2014 года
Департамент по вопросам семьи и детей Томской области
наличие разработанных перечней и стандартов качества предоставляемых организациями для детей-сирот услуг по семейному устройству детей-сирот
2. Информационно-просветительское обеспечение
2.1
Распространение на территории Томской области положительного опыта работы по созданию эффективных моделей профилактики социального сиротства, семейного устройства детей-сирот, а также функционирования организаций для детей-сирот, социальной адаптации выпускников этих организаций
Не реже одного раза в квартал
Департамент по вопросам семьи и детей Томской области, Департамент общего образования Томской области, Департамент здравоохранения Томской области, организации для детей-сирот
Привлечение новых кандидатов в замещающие родители
2.2
Проведение просветительской, информационно-разъяснительной работы с населением по вопросам профилактики социального сиротства, семейного устройства детей-сирот, реструктуризации и реформирования организаций для детей-сирот, социальной адаптации выпускников этих организаций
Не реже одного раза в квартал
Департамент по вопросам семьи и детей Томской области, Департамент общего образования Томской области, Департамент здравоохранения Томской области
Повышение информированности граждан по вопросам семейного устройства детей-сирот
2.3
Подготовка общедоступного доклада о ходе реализации мероприятий по вопросам профилактики социального сиротства, семейного устройства детей-сирот, реструктуризации и реформирования организаций для детей-сирот, социальной адаптации выпускников этих организаций в Томской области
Ежегодно
Департамент по вопросам семьи и детей Томской области
Обеспечение возможности получения гражданами аналитической информации по вопросам профилактики социального сиротства, семейного устройства детей-сирот, реструктуризации и реформирования организаций для детей-сирот, социальной адаптации выпускников этих организаций
3. Научно-методическое обеспечение
3.1
Проведение на системной основе совещаний, в том числе селекторных, интернет-конференций и других мероприятий для руководителей органов и организаций, осуществляющих полномочия в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, руководителей организаций для детей-сирот
Ежегодно
Департамент по вопросам семьи и детей Томской области, Департамент общего образования Томской области, Департамент здравоохранения Томской области
Повышение информированности сотрудников органов и организаций, осуществляющих полномочия в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, а также организаций для детей-сирот
3.2
Разработка и издание специальной литературы для методического обеспечения деятельности специалистов по вопросам семейного устройства детей-сирот или содействия в приобретении опыта проживания в семье, профилактики возвратов детей-сирот из замещающих семей и оказания им реабилитационных услуг
Ежегодно
Департамент по вопросам семьи и детей Томской области, Департамент общего образования Томской области, Департамент здравоохранения Томской области, организации для детей-сирот
Повышение информированности и компетенции специалистов в сфере семейного устройства детей-сирот или содействия в приобретении опыта проживания в семье, профилактики возвратов детей-сирот из замещающих семей и оказания им реабилитационных услуг
3.3
Организация на системной основе проведения обучающих мероприятий для работников органов опеки и попечительства, организаций, осуществляющих подготовку и сопровождение замещающих семей, организаций для детей-сирот с целью обучения их современным технологиям работы по реабилитации и защите прав детей-сирот,
Ежегодно
Департамент по вопросам семьи и детей Томской области, Департамент общего образования Томской области, Департамент здравоохранения Томской области
Повышение качества предоставляемых услуг в сфере подготовки и сопровождения замещающих семей, реабилитации и защиты прав детей-сирот, профилактики жестокого обращения с детьми
воспитанников указанных организаций, профилактике жестокого обращения с детьми с использованием ресурсов образовательных организаций дополнительного профессионального образования, образовательных организаций высшего образования, а также лучшего опыта работы организаций для детей-сирот, реализующих инновационные программы воспитания, реабилитации и социальной адаптации детей
4. Организационное обеспечение
4.1
Определение перечня действующих организаций для детей-сирот, не соответствующих требованиям законодательства и подлежащих реформированию
1-й квартал 2014 года
Департамент по вопросам семьи и детей Томской области, Департамент общего образования Томской области, Департамент здравоохранения Томской области
Определен перечень действующих организаций для детей-сирот, не соответствующих требованиям законодательства и подлежащих реформированию
4.2
Определение потребности в развитии сети организаций (служб), осуществляющих подготовку и сопровождение замещающих семей, организаций, предоставляющих медицинскую, психологическую, педагогическую, юридическую, социальную помощь детям-сиротам, замещающим семьям в Томской области
1-й квартал 2014 года
Департамент по вопросам семьи и детей Томской области, Департамент общего образования Томской области, Департамент здравоохранения Томской области
Определена потребность в развитии сети организаций (служб), осуществляющих подготовку и сопровождение замещающих семей, организаций, предоставляющих медицинскую, психологическую, педагогическую, юридическую, социальную помощь детям-сиротам, замещающим семьям в Томской области
4.3
Организация взаимодействия с негосударственными организациями и гражданами, осуществляющими благотворительную, добровольческую деятельность в сфере социализации и защиты прав детей-сирот, включая организацию подготовки и обучения добровольцев
Ежегодно
Департамент по вопросам семьи и детей Томской области, Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области
Оказание содействия негосударственным организациям и гражданам, осуществляющим благотворительную, добровольческую деятельность в сфере социализации и защиты прав детей-сирот
4.4
Организация работы с родителями, лишенными родительских прав и ограниченными в родительских правах, имеющими ресурс по возврату детей, по восстановлению в родительских правах и возврату ребенка-сироты в кровную семью
2-й квартал 2014 года
Департамент по вопросам семьи и детей Томской области
Восстановление в родительских правах родителей, лишенных и ограниченных в родительских правах, имеющих ресурс по возврату ребенка
4.5
Организация системной работы по вовлечению граждан в создание замещающих семей
Ежегодно
Департамент по вопросам семьи и детей Томской области, Департамент общего образования Томской области, Департамент здравоохранения Томской области, организации для детей-сирот, Томская региональная общественная организация "Ассоциация приемных родителей "Завет" (по согласованию)
Увеличение численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в замещающих семьях
5. Материально-техническое обеспечение
5.1
Определение объемов и источников финансирования, в том числе для:
создания в организациях для детей-сирот необходимых материальных условий для проживания, воспитания и реабилитации детей, включая специальные условия для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в том числе осуществление работ по строительству, реконструкции и ремонту зданий и помещений организаций
Ежегодно
Департамент по вопросам семьи и детей Томской области, Департамент общего образования Томской области, Департамент здравоохранения Томской области
Внесение предложений об увеличении финансирования на содержание организаций для детей-сирот и проведение капитального ремонта зданий в проект Закона об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период
6. Установление мер по стимулированию руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к расширению форм и методов семейного устройства воспитанников
6.1
Доведение к 2018 году средней заработной платы педагогических работников образовательных, медицинских организаций или организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам, до 100% от средней заработной платы в Томской области (в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.12.2012 № 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей")
Ежегодно
Департамент по вопросам семьи и детей Томской области
С 2014 года увеличение темпа роста среднемесячной заработной платы педагогических работников к среднемесячной заработной плате в Томской области к предыдущему году. Доведение среднемесячной заработной платы педагогических работников к 2018 году до 100% от среднемесячной заработной платы в Томской области
ЕЖЕГОДНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ
ДОСТИЖЕНИЕ ОЖИДАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
№ пп
Наименование показателя, значение
Фактическое значение (по состоянию на конец 2012 г.)
2013 г.
2014 г.
2015 г.
2016 г.
2017 г.
2018 г.
1
Численность детского населения, проживающего на территории Томской области (человек)
200498
204011
207671
211815
216352
220495
224812
2
Численность детей-сирот, находящихся под надзором в организациях для детей-сирот (человек)
754
725
696
667
638
609
580
3
Доля детей, оставшихся без попечения родителей, - всего, в том числе переданных не родственникам (в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), охваченных другими формами семейного устройства (семейные детские дома, патронатные семьи), находящихся в государственных (муниципальных) организациях для детей-сирот (%)
97,269
97,29
97,31
97,33
97,35
97,38
97,41
4
Доля детей-сирот, переданных на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, проживающих на территории субъекта Российской Федерации, в общей численности детей-сирот, проживающих на территории Томской области (%)
81,4
81,7
82,0
83,0
84,0
85,0
90,0
5
Доля организаций для детей-сирот, осуществляющих полномочия органов опеки и попечительства по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей-сирот в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, в общем количестве организаций для детей-сирот, расположенных на территории Томской области (%)
53,8
61,5
69,2
76,9
84,6
92,3
100,0
6
Доля организаций для детей-сирот, осуществляющих полномочие органов опеки и попечительства по выявлению несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей, в общем количестве организаций для детей-сирот, расположенных на территории Томской области (%)
0
0
10,0
20,0
30,0
40,0
50,0
7
Доля организаций для детей-сирот, осуществляющих деятельность по сопровождению семей, принимающих на воспитание детей-сирот, в общем количестве организаций для детей-сирот, расположенных на территории Томской области (%)
70,0
70,0
70,0
80,0
100,0
100,0
100,0
8
Доля организаций для детей-сирот, осуществляющих деятельность по социальной (постинтернатной) адаптации выпускников этих организаций, в общем количестве организаций для детей-сирот, расположенных на территории Томской области (%)
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
9
Доля детей-сирот, находящихся в организациях для детей-сирот, временно передаваемых в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, в общем количестве детей-сирот, находящихся в организациях для детей-сирот, расположенных на территории Томской области (%)
20,0
20,0
25,0
30,0
35,0
40,0
40,0
10
Доля организаций для детей-сирот, обеспечивающих совместное содержание и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов со здоровыми детьми, в общем количестве организаций для детей-сирот, расположенных на территории Томской области (%)
90,0
90,0
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
11
Соотношение размера средней заработной платы педагогических работников организаций для детей-сирот к размеру средней заработной платы в Томской области (%)
52,7
50,2
58,0
68,5
79,0
89,5
100,0
12
Соотношение размера средней заработной платы социальных работников организаций для детей-сирот к размеру средней заработной платы в Томской области (%)
36,7
47,5
58,0
68,5
79,0
89,5
100,0
13
Соотношение размера средней заработной платы работников категории "Врачи" организаций для детей-сирот к размеру средней заработной платы в Томской области (%)
44,4
70,0
83,0
120,0
150,0
175,0
200,0
14
Соотношение размера средней заработной платы работников категории "Средний медицинский (фармацевтический) персонал" организаций для детей-сирот к размеру средней заработной платы в Томской области (%)
41,6
55,7
65,0
70,0
80,0
100,0
100,0
15
Соотношение размера средней заработной платы работников категории "Младший медицинский персонал" организаций для детей-сирот к размеру средней заработной платы в Томской области (%)
36,7
38,0
44,0
51,0
62,5
100,0
100,0
16
Численность детей, оставленных матерями в медицинской организации (человек)
45
43
41
39
37
35
33
17
Доля детей-сирот, возвращенных в организацию для детей-сирот, в общей численности детей-сирот, находящихся на воспитании в семьях граждан (%)
1,3
1,2
1,1
1
1
1
1
18
Численность детей-сирот, находящихся в организациях для детей-сирот, возвращенных родителям, восстановленным в родительских правах, или родителям, в отношении которых отменено ограничение в родительских правах (человек)
45
47
49
51
53
55
57
19
Сокращение сроков пребывания детей-сирот в организации для детей-сирот до устройства в семью
1 год
1 год
1 год
1 год
6 месяцев
6 месяцев
6 месяцев
20
Доля детей-сирот, находящихся в организации для детей-сирот, переданных на воспитание в замещающие семьи, в общей численности детей-сирот, устроенных под надзор в организацию для детей-сирот (%)
26
26
27
28
29
30
31
21
Численность специалистов органов опеки и попечительства, прошедших переподготовку, повышение квалификации по дополнительным профессиональным программам (человек)
14
20
25
30
30
40
40
22
Доля детей-сирот, а также лиц из числа детей-сирот, состоявших в Списке на получение жилого помещения, включая лиц в возрасте от 23 лет и старше, обеспеченных жилыми помещениями за отчетный год, в общей численности детей-сирот, а также лиц из числа детей-сирот, состоящих в Списке на получение жилого помещения, включая лиц в возрасте от 23 лет и старше (всего на начало отчетного года), у которых возникло и своевременно не реализовано право быть обеспеченными жилыми помещениями (%)
47,2
36,0
28,0
33,0
40,0
47,0
55,0
------------------------------------------------------------------
АДМИНИСТРАЦИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 21 января 2014 г. № 28-ра
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СЕМЕЙНОГО
УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ
РОДИТЕЛЕЙ, НА ТЕРРИТОРИИ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
1. В целях развития на территории Томской области системы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвердить План мероприятий по обеспечению семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Томской области (далее - План) согласно приложению к настоящему распоряжению.
2. Исполнительным органам государственной власти Томской области обеспечить выполнение Плана, утвержденного настоящим распоряжением, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных им в областном бюджете на соответствующий финансовый год.
3. Ответственным исполнителям мероприятий Плана ежегодно, до 20 января и 20 июля года, следующего за отчетным, направлять в Департамент по вопросам семьи и детей Томской области информацию о ходе реализации мероприятий Плана.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Томской области при формировании и осуществлении программ (планов мероприятий) в интересах детей учитывать мероприятия Плана, утвержденного настоящим распоряжением.
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора Томской области по социальной политике Акатаева Ч.М.
И.о. Губернатора
Томской области
А.М.ФЕДЕНЕВ
Утвержден
распоряжением
Администрации Томской области
от 21.01.2014 № 28-ра
ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СЕМЕЙНОГО УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ-СИРОТ
И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,
НА ТЕРРИТОРИИ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Раздел 1
В Томской области в 2012 году проживали 200498 детей, в том числе 5589 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (без усыновленных детей), или 2,78% от общей численности детского населения (2011 год - 5623 человека, 2,84%; 2010 год - 5499 человек, 2,88%).
В 2012 году вновь выявлено 672 ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей. Динамика данного показателя является положительной и характеризуется снижением значений показателя: 2011 год - 796 человек, 2010 год - 951 человек.
Абсолютное большинство детей данной категории (86%) - социальные сироты вследствие неблагополучия семей, ограничений и лишений родителей их прав. В 2012 году в Томской области родительских прав лишены один или оба родителя в отношении 523 детей, в 2011 году - 611 детей, в 2010 году - 767 детей. Число детей, родители которых ограничены в родительских правах, в 2012 году составляло 94 человека, в 2011 году - 91 человек, в 2010 году - 115 человек.
В инфраструктуру помощи семье и детям входят социально-реабилитационные центры, центры помощи семье и детям, реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями и организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - организации для детей-сирот).
Для решения проблемы социального сиротства в Томской области принят ряд значимых документов, формирующих приоритеты в социальной политике, инновационные организационно-управленческие механизмы.
С принятием распоряжения Губернатора Томской области от 25.11.2005 № 693-р "О создании системы профилактики социального сиротства в Томской области", а также распоряжения Губернатора Томской области от 29.12.2008 № 407-р "О взаимодействии исполнительных органов государственной власти Томской области с иными органами и организациями по вопросам выявления детей, нуждающихся в государственной защите, и устранения причин нарушения их прав и законных интересов" в регионе развернулась широкомасштабная деятельность по реформированию действующей традиционной модели защиты детства.
В рамках реализации региональной программы "Право ребенка на семью на 2009 - 2013 годы", утвержденной распоряжением Администрации Томской области от 14.07.2009 № 469-ра "Об утверждении региональной программы "Право ребенка на семью на 2009 - 2013 годы", во взаимодействии с Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, организована комплексная профилактическая помощь семьям и детям по технологии работы со "случаем" в 20 муниципальных образованиях Томской области. Ежегодно адресной индивидуальной работой по месту жительства охвачены около 4000 детей из 1900 семей; 39,4% от общего числа семей, в которых были открыты "случаи", выявлены на ранних стадиях семейного кризиса.
В рамках вышеуказанной программы, а также региональной программы "Защитим детей от насилия на 2011 - 2013 годы", утвержденной распоряжением Администрации Томской области от 25.02.2011 № 128-ра "Об утверждении региональной программы "Защитим детей от насилия на 2011 - 2013 годы", в режиме "пилотных" проектов апробированы и внедрены 10 профилактических социальных услуг ("Реабилитационный досуг для детей группы риска", "Социальная гостиная", "Домашние помощники и индивидуальные тьюторы", "Телефон доверия", "Реабилитация детей, пострадавших от насилия" и др.). Данные услуги предоставлялись в соответствии с минимальными стандартами социальных услуг по профилактике социального сиротства, что позволило отработать конкурсный механизм заказа данных услуг и вовлечь в данную сферу организации различной ведомственной принадлежности (учреждения образования, здравоохранения, социального обслуживания, культуры), а также некоммерческие организации.
На территории Томской области продолжает развиваться и совершенствоваться институт замещающей семьи. В замещающих семьях по состоянию на конец 2012 года проживают 81,4% детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты). Динамика данного показателя: 2011 год - 82,7%, 2010 год - 79,5%.
Из 5589 детей-сирот (без учета усыновленных детей) 2482 (44,4%) ребенка находятся под безвозмездной формой опеки (попечительства), 2027 (36,2%) детей - под возмездной формой опеки (в приемных семьях), 754 (13,49%) ребенка - в организациях для детей-сирот, 268 (4,8%) детей - в профессиональных образовательных организациях, 39 (0,7%) детей - под предварительной опекой, 19 (0,3%) детей остались неустроенными на конец отчетного года.
На воспитание в замещающие семьи за 2012 год переданы 755 детей, в 2011 году - 880 детей, в 2010 году - 703 ребенка. Снижение численности переданных детей в замещающие семьи связано со снижением численности выявленных детей-сирот.
Из 755 детей, переданных в замещающие семьи в 2012 году, в том числе под безвозмездную форму опеки (попечительства), устроен 301 ребенок (39,9% от общего числа детей, переданных в замещающие семьи), под возмездную форму опеки (в приемные семьи) - 297 детей (39,3%), усыновлено - 74 ребенка (9,8%). Число детей, устроенных под безвозмездную форму опеки, в 2012 году снизилось по сравнению с 2011 годом с 2636 до 2482; число детей, переданных под возмездную опеку (приемная семья), выросло с 1905 до 2027, число усыновленных детей увеличилось с 72 до 74.
В целях регламентации деятельности по предоставлению гражданам информации о детях-сиротах Департаментом по вопросам семьи и детей Томской области разработан и утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги "Предоставление документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей".
В целях подготовки граждан, желающих взять ребенка в свою семью, и дальнейшего сопровождения замещающих семей в 21 учреждении, подведомственном Департаменту по вопросам семьи и детей Томской области, созданы службы семейного устройства, в состав которых входят социальные педагоги и педагоги-психологи.
В целях создания системы обучения кандидатов в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители в 2012 году в Томской области разработана и утверждена Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка-сироту, и утвержден Порядок по организации и осуществлению деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка-сироту. Программа рассчитана на 40 часов и состоит из 13 содержательных разделов.
За 2012 год 623 кандидата в замещающие родители прошли школу приемных родителей, 69 воспитанников организаций для детей-сирот устроены в замещающую семью, 2 ребенка усыновлены, 12 детей из организаций для детей-сирот возвращены в семьи кровных родителей. В службах сопровождения замещающих семей, действующих при организациях для детей-сирот, находятся на сопровождении 1308 замещающих семей, 65% замещающих семей получили психологическую помощь и поддержку. В 2012 году 59 детей возвращены в организации для детей-сирот из замещающих семей (83 ребенка в 2010 году, 44 ребенка в 2011 году).
В Томской области широко практикуется временная передача детей-сирот, находящихся в организациях для детей-сирот, в семьи граждан в выходные дни и каникулярное время. Данная форма работы как профилактика возвратов и подготовка ребенка для проживания в семье широко практикуется организациями для детей-сирот при передаче детей в замещающие семьи. Внедрение данной формы работы позволило снизить риски возвратов детей из семей опекунов (попечителей), приемных родителей.
Департаментом по вопросам семьи и детей Томской области совместно с органами местного самоуправления муниципальных образований Томской области систематически проводится работа по своевременному представлению актуализированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, в региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. При содействии некоммерческих благотворительных организаций обновлены фотографии детей, обеспечивается постоянный контроль за актуализацией информации о состоянии их здоровья. На 01.01.2013 в региональном банке данных состояли на учете 837 детей, оставшихся без попечения родителей, на 01.01.2012 - 903 ребенка, на 01.01.2011 - 969 детей.
На территории Томской области проводится информационная кампания по продвижению семейного устройства детей-сирот. В 2011 - 2012 гг. вышли 135 материалов в СМИ, включая 61 сюжет в электронных СМИ (радио, телевидение) и 16 материалов в печатных СМИ. К активному продвижению семейного устройства привлечены 18 средств массовой информации и 11 некоммерческих организаций.
За последние пять лет наблюдается стабильная тенденция к сокращению числа детей-сирот, поступающих в организации для детей-сирот Томской области (2012 год - 153 ребенка, 2011 год - 187 детей, 2010 год - 286 детей, 2009 год - 193 ребенка, 2008 год - 364 ребенка).
В 2008 - 2011 гг. на территории Томской области действовала программа развития сети организаций для детей-сирот, целью которой являлась реорганизация сети организаций для детей-сирот (перепрофилирование, объединение, закрытие ряда детских домов, а также сокращение численности мест в детских домах).
На начало 2008 года на территории Томской области действовали 12 детских домов, подведомственных Департаменту по вопросам семьи и детей Томской области, мощностью на 830 койко-мест, а также 3 школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2 дома ребенка.
За период 2008 - 2011 гг. закрыты 3 детских дома (ОГОУ для детей-сирот "Первомайский детский дом", ОГОУ для детей-сирот "Новиковский детский дом", ОГОУ для детей-сирот "Малиновский детский дом"), произошло сокращение лицензионной численности мест в 7 детских домах (ОГКОУ для детей-сирот "Тогурский детский дом", ОГКОУ для детей-сирот "Чердатский детский дом", ОГКОУ для детей-сирот "Асиновский детский дом", ОГКОУ для детей-сирот "Орлиное гнездо", ТОГКОУ "Специальный (коррекционный) детский дом № 1 для детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья", ОГКОУ для детей-сирот "Бакчарский детский дом", ОГКОУ для детей-сирот "Семилуженский детский дом"). По состоянию на 01.01.2012 лицензионная численность мест в организациях для детей-сирот составила 520 койко-мест. С 01.09.2012 мощность организаций для детей-сирот составила 474 койко-места.
В настоящее время на территории Томской области функционируют 13 организаций для детей-сирот, в том числе:
9 детских домов (1 - для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья), подведомственных Департаменту по вопросам семьи и детей Томской области;
1 дом-интернат для умственно отсталых детей, подведомственный Департаменту по вопросам семьи и детей Томской области;
2 специальных (коррекционных) школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья, подведомственные Департаменту общего образования Томской области;
1 дом ребенка для детей от 0 до 4 лет, подведомственный Департаменту здравоохранения Томской области.
По состоянию на 01.12.2013, в 9 детских домах находятся на воспитании 392 ребенка-сироты, в 2 школах-интернатах для детей с ограниченными возможностями здоровья проживают 94 ребенка-сироты, в доме ребенка содержатся 114 детей-сирот, в доме-интернате для умственно отсталых детей находятся 96 детей-сирот.
Основными задачами деятельности организаций для детей-сирот является:
- обеспечение государственных гарантий воспитанникам организаций для детей-сирот;
- создание оптимальной социальной среды для обучения, воспитания, развития и реабилитации детей-сирот, укрепление их здоровья;
- развитие семейных форм устройства воспитанников;
- подбор и подготовка граждан, желающих принять на воспитание детей-сирот, а также оказание услуг по сопровождению замещающих семей;
- социальная адаптация и постинтернатное сопровождение выпускников.
В 2009 - 2013 гг. из организаций для детей-сирот, подведомственных Департаменту по вопросам семьи и детей Томской области, устроены в профессиональные образовательные организации, а также трудоустроены 520 воспитанников.
Ежегодно 90% выпускников поступают в профессиональные образовательные организации, 5% - в образовательные организации высшего образования, 3% устраиваются на работу сразу после выпуска из детского дома, 2% поступают на службу в армию.
В каждой из организаций для детей-сирот разработаны программы по социальной адаптации выпускников, в соответствии с которыми проводится комплекс мероприятий, способствующих положительной социализации выпускников в обществе.
По состоянию на 01.09.2013 из организаций для детей-сирот устроен в образовательные организации высшего образования, профессиональные образовательные организации 71 воспитанник.
По состоянию на 01.11.2013 в региональном банке данных выпускников организаций для детей-сирот состоят на учете 594 ребенка-сироты, а также лица из числа детей-сирот из 8 организаций, подведомственных Департаменту по вопросам семьи и детей Томской области, в возрасте от 16 до 23 лет.
С целью межведомственного взаимодействия в работе по постинтернатному сопровождению выпускников организаций для детей-сирот и оказания им социально-психологических услуг на базе ТОГКОУ для детей-сирот "Детский дом № 4" открыт центр постинтернатной адаптации выпускников организаций для детей-сирот, а также лиц из числа детей-сирот. В центре работает консультативно-методическое отделение, а также стационарное отделение на 5 койко-мест для выпускников организаций для детей-сирот, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в режиме круглосуточного пребывания на условиях самообслуживания. В 2012 году 120 выпускникам центром оказаны консультативные услуги, 5 выпускников воспользовались услугами стационара, в 2013 году более 100 выпускникам оказаны консультативные услуги, 9 выпускников воспользовались услугами стационара.
Нормы материального обеспечения и меры социальной поддержки детей, находящихся в организациях для детей-сирот, утверждены постановлением Администрации Томской области от 05.07.2005 № 74а "Об обеспечении одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием и единовременным денежным пособием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - выпускников областных государственных и муниципальных образовательных учреждений, а также негосударственных общеобразовательных учреждений".
Защита жилищных прав детей-сирот, а также лиц из числа детей-сирот является одним из приоритетных направлений работы по социальной адаптации, жизнеустройству и постинтернатному сопровождению детей данной категории.
С 01.01.2008 в соответствии с Законом Томской области от 11 сентября 2007 года № 188-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа" в бюджете Томской области предусматриваются бюджетные ассигнования для реализации государственных гарантий по обеспечению детей данной категории жилыми помещениями.
В целях совершенствования контроля за осуществлением органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Томской области государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями в 2012 году сформирован Список детей-сирот, а также лиц из числа детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
По состоянию на 01.10.2013 833 человека имеют право на внеочередное предоставление жилого помещения.
С 2008 года на территории Томской области 831 ребенок-сирота, а также лица из числа детей-сирот, имеющих право на внеочередное обеспечение, обеспечены жилыми помещениями.
Финансовое обеспечение мероприятий по обеспечению жильем детей-сирот, а также лиц из числа детей-сирот осуществляется за счет средств федерального и областного бюджетов в рамках реализации государственных программ Томской области.
Несмотря на ряд положительных тенденций в сфере защиты прав детства на территории Томской области остается ряд нерешенных проблем в этой сфере. Так, по ряду муниципальных образований (муниципальное образование "Зырянский район", муниципальное образование "Кривошеинский район", муниципальное образование "Тегульдетский район") доля вновь выявленных детей-сирот превышает аналогичный средний показатель по Томской области в 2 и более раза.
На данном этапе необходимо принятие мер, направленных на совершенствование инновационной модели защиты семьи и детства Томской области, спроектированной как единое экономическое, социальное и образовательное пространство.
Необходимы новые актуализированные цели, задачи, новые механизмы и инновационные формы взаимодействия для повышения качества и уровня жизни семей с детьми в Томской области посредством обновления системы повышения профессиональной компетентности и поддержки специалистов помогающих профессий, работающих с детьми и семьями, с опорой на практико-ориентированный подход.
В настоящее время 90,3% детей от общей численности воспитанников организаций для детей-сирот имеют братьев и сестер, что осложняет их устройство в замещающие семьи. Без широкой работы с общественным мнением, с населением и СМИ новых кандидатов в замещающие родители привлечь все сложнее. Для развития системы семейного устройства требуется более интенсивная и глубокая работа с общественным мнением. Необходимо рассказывать людям о примерах лучших семей, об особенностях детей, о том какие возможности дает семейное устройство детям и родителям. В Томской области создана Ассоциация приемных родителей, волонтеры которой собственным примером помогут позитивно продвигать семейное устройство детей-сирот.
В настоящее время перед государственными органами исполнительной власти Томской области согласно действующему законодательству стоит задача реформирования организаций для детей-сирот путем разукрупнения, создания в них условий, приближенных к семейным, перепрофилирования в центры содействия семейному устройству, социальной адаптации, а также объединения с учреждениями социального обслуживания в соответствии с территориальной потребностью Томской области.
Раздел 2. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СЕМЕЙНОГО
УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ-СИРОТ
№ пп
Мероприятие
Сроки
Ответственные
Ожидаемые результаты
1. Нормативное правовое обеспечение
1.1
Разработка (корректировка) нормативной правовой базы, регламентирующей вопросы обеспечения семейного устройства детей-сирот, в том числе:
внесение изменений в порядок осуществления деятельности по выявлению детей, нуждающихся в государственной защите, и устранению причин нарушений их прав и законных интересов;
4-й квартал 2014 года
Департамент по вопросам семьи и детей Томской области
Совершенствование деятельности по выявлению и учету детей, нуждающихся в государственной защите, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
внесение предложений по изменению нормативных правовых актов Томской области, регламентирующих вопросы предоставления льгот и гарантий детям-сиротам, а также лицам из числа детей-сирот, семьям, воспитывающим детей-сирот (далее - замещающие семьи);
1-й квартал 2014 года
Департамент по вопросам семьи и детей Томской области
приведение нормативных правовых актов Томской области, регламентирующих вопросы предоставления льгот и гарантий детям-сиротам, а также лицам из числа детей-сирот, семьям, воспитывающим детей-сирот, в соответствие с Указом Президента Российской Федерации от 28.12.2012 № 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и методическими рекомендациями к нему;
разработка порядка предоставления услуг по сопровождению замещающих семей и содействию в предоставлении им медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи;
2-й квартал 2014 год
Департамент по вопросам семьи и детей Томской области
наличие разработанного порядка предоставления услуг по сопровождению замещающих семей и содействию в предоставлении им медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, а также внедрение технологии по реализации данного порядка;
разработка порядка ведения реестра организаций, осуществляющих полномочия органов опеки и попечительства по подбору и подготовке граждан, желающих принять на воспитание детей-сирот;
2-й квартал 2014 года
Департамент по вопросам семьи и детей Томской области
создание и поддержание в актуальном состоянии реестра организаций, осуществляющих полномочия органов опеки и попечительства по подбору и подготовке граждан, желающих принять на воспитание детей-сирот;
разработка программы подготовки детей-сирот к передаче на воспитание в замещающие семьи;
3-й квартал 2014 год
Департамент по вопросам семьи и детей Томской области
наличие разработанной базовой программы подготовки детей-сирот к передаче на воспитание в замещающие семьи;
разработка порядка ведения реестра организаций, предоставляющих медицинскую, психологическую, педагогическую, юридическую, социальную помощь детям-сиротам, замещающим семьям;
3-й квартал 2014 года
Департамент по вопросам семьи и детей Томской области
создание и поддержание в актуальном состоянии реестра организаций, предоставляющих медицинскую, психологическую, педагогическую, юридическую, социальную помощь детям-сиротам, замещающим семьям;
разработка перечней и стандартов качества предоставляемых организациями для детей-сирот услуг по семейному устройству детей-сирот
4-й квартал 2014 года
Департамент по вопросам семьи и детей Томской области
наличие разработанных перечней и стандартов качества предоставляемых организациями для детей-сирот услуг по семейному устройству детей-сирот
2. Информационно-просветительское обеспечение
2.1
Распространение на территории Томской области положительного опыта работы по созданию эффективных моделей профилактики социального сиротства, семейного устройства детей-сирот, а также функционирования организаций для детей-сирот, социальной адаптации выпускников этих организаций
Не реже одного раза в квартал
Департамент по вопросам семьи и детей Томской области, Департамент общего образования Томской области, Департамент здравоохранения Томской области, организации для детей-сирот
Привлечение новых кандидатов в замещающие родители
2.2
Проведение просветительской, информационно-разъяснительной работы с населением по вопросам профилактики социального сиротства, семейного устройства детей-сирот, реструктуризации и реформирования организаций для детей-сирот, социальной адаптации выпускников этих организаций
Не реже одного раза в квартал
Департамент по вопросам семьи и детей Томской области, Департамент общего образования Томской области, Департамент здравоохранения Томской области
Повышение информированности граждан по вопросам семейного устройства детей-сирот
2.3
Подготовка общедоступного доклада о ходе реализации мероприятий по вопросам профилактики социального сиротства, семейного устройства детей-сирот, реструктуризации и реформирования организаций для детей-сирот, социальной адаптации выпускников этих организаций в Томской области
Ежегодно
Департамент по вопросам семьи и детей Томской области
Обеспечение возможности получения гражданами аналитической информации по вопросам профилактики социального сиротства, семейного устройства детей-сирот, реструктуризации и реформирования организаций для детей-сирот, социальной адаптации выпускников этих организаций
3. Научно-методическое обеспечение
3.1
Проведение на системной основе совещаний, в том числе селекторных, интернет-конференций и других мероприятий для руководителей органов и организаций, осуществляющих полномочия в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, руководителей организаций для детей-сирот
Ежегодно
Департамент по вопросам семьи и детей Томской области, Департамент общего образования Томской области, Департамент здравоохранения Томской области
Повышение информированности сотрудников органов и организаций, осуществляющих полномочия в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, а также организаций для детей-сирот
3.2
Разработка и издание специальной литературы для методического обеспечения деятельности специалистов по вопросам семейного устройства детей-сирот или содействия в приобретении опыта проживания в семье, профилактики возвратов детей-сирот из замещающих семей и оказания им реабилитационных услуг
Ежегодно
Департамент по вопросам семьи и детей Томской области, Департамент общего образования Томской области, Департамент здравоохранения Томской области, организации для детей-сирот
Повышение информированности и компетенции специалистов в сфере семейного устройства детей-сирот или содействия в приобретении опыта проживания в семье, профилактики возвратов детей-сирот из замещающих семей и оказания им реабилитационных услуг
3.3
Организация на системной основе проведения обучающих мероприятий для работников органов опеки и попечительства, организаций, осуществляющих подготовку и сопровождение замещающих семей, организаций для детей-сирот с целью обучения их современным технологиям работы по реабилитации и защите прав детей-сирот,
Ежегодно
Департамент по вопросам семьи и детей Томской области, Департамент общего образования Томской области, Департамент здравоохранения Томской области
Повышение качества предоставляемых услуг в сфере подготовки и сопровождения замещающих семей, реабилитации и защиты прав детей-сирот, профилактики жестокого обращения с детьми
воспитанников указанных организаций, профилактике жестокого обращения с детьми с использованием ресурсов образовательных организаций дополнительного профессионального образования, образовательных организаций высшего образования, а также лучшего опыта работы организаций для детей-сирот, реализующих инновационные программы воспитания, реабилитации и социальной адаптации детей
4. Организационное обеспечение
4.1
Определение перечня действующих организаций для детей-сирот, не соответствующих требованиям законодательства и подлежащих реформированию
1-й квартал 2014 года
Департамент по вопросам семьи и детей Томской области, Департамент общего образования Томской области, Департамент здравоохранения Томской области
Определен перечень действующих организаций для детей-сирот, не соответствующих требованиям законодательства и подлежащих реформированию
4.2
Определение потребности в развитии сети организаций (служб), осуществляющих подготовку и сопровождение замещающих семей, организаций, предоставляющих медицинскую, психологическую, педагогическую, юридическую, социальную помощь детям-сиротам, замещающим семьям в Томской области
1-й квартал 2014 года
Департамент по вопросам семьи и детей Томской области, Департамент общего образования Томской области, Департамент здравоохранения Томской области
Определена потребность в развитии сети организаций (служб), осуществляющих подготовку и сопровождение замещающих семей, организаций, предоставляющих медицинскую, психологическую, педагогическую, юридическую, социальную помощь детям-сиротам, замещающим семьям в Томской области
4.3
Организация взаимодействия с негосударственными организациями и гражданами, осуществляющими благотворительную, добровольческую деятельность в сфере социализации и защиты прав детей-сирот, включая организацию подготовки и обучения добровольцев
Ежегодно
Департамент по вопросам семьи и детей Томской области, Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области
Оказание содействия негосударственным организациям и гражданам, осуществляющим благотворительную, добровольческую деятельность в сфере социализации и защиты прав детей-сирот
4.4
Организация работы с родителями, лишенными родительских прав и ограниченными в родительских правах, имеющими ресурс по возврату детей, по восстановлению в родительских правах и возврату ребенка-сироты в кровную семью
2-й квартал 2014 года
Департамент по вопросам семьи и детей Томской области
Восстановление в родительских правах родителей, лишенных и ограниченных в родительских правах, имеющих ресурс по возврату ребенка
4.5
Организация системной работы по вовлечению граждан в создание замещающих семей
Ежегодно
Департамент по вопросам семьи и детей Томской области, Департамент общего образования Томской области, Департамент здравоохранения Томской области, организации для детей-сирот, Томская региональная общественная организация "Ассоциация приемных родителей "Завет" (по согласованию)
Увеличение численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в замещающих семьях
5. Материально-техническое обеспечение
5.1
Определение объемов и источников финансирования, в том числе для:
создания в организациях для детей-сирот необходимых материальных условий для проживания, воспитания и реабилитации детей, включая специальные условия для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в том числе осуществление работ по строительству, реконструкции и ремонту зданий и помещений организаций
Ежегодно
Департамент по вопросам семьи и детей Томской области, Департамент общего образования Томской области, Департамент здравоохранения Томской области
Внесение предложений об увеличении финансирования на содержание организаций для детей-сирот и проведение капитального ремонта зданий в проект Закона об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период
6. Установление мер по стимулированию руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к расширению форм и методов семейного устройства воспитанников
6.1
Доведение к 2018 году средней заработной платы педагогических работников образовательных, медицинских организаций или организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам, до 100% от средней заработной платы в Томской области (в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.12.2012 № 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей")
Ежегодно
Департамент по вопросам семьи и детей Томской области
С 2014 года увеличение темпа роста среднемесячной заработной платы педагогических работников к среднемесячной заработной плате в Томской области к предыдущему году. Доведение среднемесячной заработной платы педагогических работников к 2018 году до 100% от среднемесячной заработной платы в Томской области
ЕЖЕГОДНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ
ДОСТИЖЕНИЕ ОЖИДАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
№ пп
Наименование показателя, значение
Фактическое значение (по состоянию на конец 2012 г.)
2013 г.
2014 г.
2015 г.
2016 г.
2017 г.
2018 г.
1
Численность детского населения, проживающего на территории Томской области (человек)
200498
204011
207671
211815
216352
220495
224812
2
Численность детей-сирот, находящихся под надзором в организациях для детей-сирот (человек)
754
725
696
667
638
609
580
3
Доля детей, оставшихся без попечения родителей, - всего, в том числе переданных не родственникам (в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), охваченных другими формами семейного устройства (семейные детские дома, патронатные семьи), находящихся в государственных (муниципальных) организациях для детей-сирот (%)
97,269
97,29
97,31
97,33
97,35
97,38
97,41
4
Доля детей-сирот, переданных на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, проживающих на территории субъекта Российской Федерации, в общей численности детей-сирот, проживающих на территории Томской области (%)
81,4
81,7
82,0
83,0
84,0
85,0
90,0
5
Доля организаций для детей-сирот, осуществляющих полномочия органов опеки и попечительства по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей-сирот в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, в общем количестве организаций для детей-сирот, расположенных на территории Томской области (%)
53,8
61,5
69,2
76,9
84,6
92,3
100,0
6
Доля организаций для детей-сирот, осуществляющих полномочие органов опеки и попечительства по выявлению несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей, в общем количестве организаций для детей-сирот, расположенных на территории Томской области (%)
0
0
10,0
20,0
30,0
40,0
50,0
7
Доля организаций для детей-сирот, осуществляющих деятельность по сопровождению семей, принимающих на воспитание детей-сирот, в общем количестве организаций для детей-сирот, расположенных на территории Томской области (%)
70,0
70,0
70,0
80,0
100,0
100,0
100,0
8
Доля организаций для детей-сирот, осуществляющих деятельность по социальной (постинтернатной) адаптации выпускников этих организаций, в общем количестве организаций для детей-сирот, расположенных на территории Томской области (%)
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
9
Доля детей-сирот, находящихся в организациях для детей-сирот, временно передаваемых в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, в общем количестве детей-сирот, находящихся в организациях для детей-сирот, расположенных на территории Томской области (%)
20,0
20,0
25,0
30,0
35,0
40,0
40,0
10
Доля организаций для детей-сирот, обеспечивающих совместное содержание и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов со здоровыми детьми, в общем количестве организаций для детей-сирот, расположенных на территории Томской области (%)
90,0
90,0
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
11
Соотношение размера средней заработной платы педагогических работников организаций для детей-сирот к размеру средней заработной платы в Томской области (%)
52,7
50,2
58,0
68,5
79,0
89,5
100,0
12
Соотношение размера средней заработной платы социальных работников организаций для детей-сирот к размеру средней заработной платы в Томской области (%)
36,7
47,5
58,0
68,5
79,0
89,5
100,0
13
Соотношение размера средней заработной платы работников категории "Врачи" организаций для детей-сирот к размеру средней заработной платы в Томской области (%)
44,4
70,0
83,0
120,0
150,0
175,0
200,0
14
Соотношение размера средней заработной платы работников категории "Средний медицинский (фармацевтический) персонал" организаций для детей-сирот к размеру средней заработной платы в Томской области (%)
41,6
55,7
65,0
70,0
80,0
100,0
100,0
15
Соотношение размера средней заработной платы работников категории "Младший медицинский персонал" организаций для детей-сирот к размеру средней заработной платы в Томской области (%)
36,7
38,0
44,0
51,0
62,5
100,0
100,0
16
Численность детей, оставленных матерями в медицинской организации (человек)
45
43
41
39
37
35
33
17
Доля детей-сирот, возвращенных в организацию для детей-сирот, в общей численности детей-сирот, находящихся на воспитании в семьях граждан (%)
1,3
1,2
1,1
1
1
1
1
18
Численность детей-сирот, находящихся в организациях для детей-сирот, возвращенных родителям, восстановленным в родительских правах, или родителям, в отношении которых отменено ограничение в родительских правах (человек)
45
47
49
51
53
55
57
19
Сокращение сроков пребывания детей-сирот в организации для детей-сирот до устройства в семью
1 год
1 год
1 год
1 год
6 месяцев
6 месяцев
6 месяцев
20
Доля детей-сирот, находящихся в организации для детей-сирот, переданных на воспитание в замещающие семьи, в общей численности детей-сирот, устроенных под надзор в организацию для детей-сирот (%)
26
26
27
28
29
30
31
21
Численность специалистов органов опеки и попечительства, прошедших переподготовку, повышение квалификации по дополнительным профессиональным программам (человек)
14
20
25
30
30
40
40
22
Доля детей-сирот, а также лиц из числа детей-сирот, состоявших в Списке на получение жилого помещения, включая лиц в возрасте от 23 лет и старше, обеспеченных жилыми помещениями за отчетный год, в общей численности детей-сирот, а также лиц из числа детей-сирот, состоящих в Списке на получение жилого помещения, включая лиц в возрасте от 23 лет и старше (всего на начало отчетного года), у которых возникло и своевременно не реализовано право быть обеспеченными жилыми помещениями (%)
47,2
36,0
28,0
33,0
40,0
47,0
55,0
------------------------------------------------------------------