Решение Советского районного суда г. Томска от 29.01.2014 <О признании недействующим пункта 1 Приложения к постановлению администрации г. Томска от 13.08.2013 N 865 "Об установлении перечня случаев, когда предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Города Томска, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены на территории муниципального образования "Город Томск", осуществляется исключительно на торгах" в части указания на предоставление земельных участков "для ведения садоводства">
СОВЕТСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА ТОМСКА
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 29 января 2014 года
(извлечение)
Мельников О.О. обратился в суд с заявлением об оспаривании п. 1 Приложения к Постановлению администрации города Томска от 13.08.2013 № 865 "Перечень случаев, когда предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Города Томска, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены на территории муниципального образования "Город Томск", осуществляется исключительно на торгах, согласно приложению", в части указания на предоставление земельных участков "для ведения садоводства". Просит признать его недействующим со дня его принятия.
В обоснование указал, что ему отказано администрацией города Томска в предоставлении земельного участка под садоводство на основании указанного нормативного акта.
Считает, что данный акт противоречит положениям ст.ст. 30, 34, 38 ЗК РФ, предусматривая иную процедуру предоставления земельного участка под садоводство гражданину, чем предусмотрено Земельным кодексом РФ.
Заявитель в процессе свою позицию поддержал. Указал, что нарушается его право на предоставление испрашиваемого земельного участка в соответствии с положениями ст. 34 ЗК РФ в части порядка предоставления по его заявлению и сроков предоставления. На сегодня испрашиваемые земельные участки еще на торги не выставлены, прошел значительный промежуток времени. Им ошибочно в заявлении указано на несоответствие оспариваемого нормативного акта положениям ст. 30, 38 ЗК РФ. Считает, что нормативный акт должен быть признан недействующим с даты принятия, поскольку именно предоставление в собственность земельного участка гражданам является реализацией права, а не начало процедуры выставления земельных участков на торги.
Представитель заявителя позицию заявителя поддержал. Указал, что проведение торгов исключает реализацию п. 5 ст. 34 ЗК РФ - предоставление земельного участка гражданину, поставившему его на кадастровый учет. Торги ухудшают положение гражданина в части срока предоставления, наличия альтернативных претендентов, стоимости земельного участка.
Представитель администрации города Томска в судебном заседании считал заявление не подлежащим удовлетворению по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Пояснил, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах полномочия издавшего его органа, в форме, в которой орган вправе принимать нормативный правовой акт, в предусмотренном порядке опубликованный, в пределах его компетенции, а также определенным содержанием. Оспариваемый акт является законным и не нарушает прав и интересов заявителя поскольку согласно ст. 1 ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" владельцу садового участка предоставлено право возводить жилое строение, что является строительством объекта капитального строительства, то предоставление земельного участка под садоводческий участок можно отнести к целям предоставления, связанным со строительством. Указанные правоотношения регулируются, в частности, ст. 30 ЗК РФ, которая позволяет органам местного самоуправления установить перечень случаев, когда предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах. В случае, если суд придет к выводу о том, что предоставление садоводческого участка относится к целям, не связанным со строительством, то законодатель в ст. 34 ЗК РФ предусмотрел возможность органам местного самоуправления установить критерии и процедуру такого предоставления. Указанные критерии и процедура установлены оспариваемым актом. Считает, что ч. 5 ст. 34 ЗК РФ общая норма, которая может быть изменена органом местного самоуправления. На основании данного акта были реализованы на сегодня права граждан по проведению процедуры торгов на земельные участки.
Выслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшего данный нормативный акт в оспариваемой части противоречащим федеральному законодательству, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Постановлением администрации г. Томска от 13.08.2013 № 865 утверждено приложение к постановлению - "Перечень случаев, когда предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Города Томска, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены на территории муниципального образования "Город Томск", осуществляется исключительно на торгах, согласно приложению". В пункте 1 данного перечня указано - "предоставление земельных участков для размещения садоводческих некоммерческих объединений и для ведения садоводства, за исключением случаев предоставления земельных участков для размещения садоводческих некоммерческих объединений граждан, персональные составы членов которых сформированы уполномоченным органом администрации Города Томска, а также гражданам, которые являются членами таких садоводческих некоммерческих объединений либо членами одного из следующих садоводческих некоммерческих объединений: 1) которому до вступления в силу настоящего постановления был предоставлен земельный участок, составляющий территорию соответствующего некоммерческого объединения; 2) которое было создано (организовано) до вступления в силу Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" при иной организации, которой были предоставлены земельные участки для соответствующей цели использования".
Заявителем оспаривается данный акт в части включения в перечень случая предоставление земельных участков "для ведения садоводства", поскольку данный пункт означает, что гражданину по его заявлению может быть предоставлен земельный участок для садоводства только на торгах.
Согласно пункту 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.01.2003 № 2 "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Оспариваемый акт отвечает вышеприведенным требованиям и является нормативным правовым актом.
В силу статьи 78 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. от 28.12.2013) (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
В соответствии со ст.ст. 251, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судом исследовалась правомочность органа местного самоуправления и должностного лица, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт, на его принятие, а также соответствие его нормативным актам, имеющим большую юридическую силу.
Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно (ч. 1 ст. 131 Конституции РФ).
Согласно ч. 1 и 3 ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Статьей 44 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что полномочия органов местного самоуправления определяются уставом муниципального образования.
Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.
Согласно п.п. 1.3 ст. 25 Устава г. Томска (принят решением Думы города Томска от 04.05.2010 № 1475) Администрация города Томска является органом местного самоуправления.
Согласно п.п. 38 Устава г. Томска Администрация города Томска является исполнительно-распорядительным органом Города Томска и в соответствии с настоящим Уставом осуществляет следующие полномочия по решению иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из компетенции органов местного самоуправления федеральными законами и законами Томской области..
В соответствии с п.п. 1.1, 14, 1.35, 1.36 п. 1 ст. 40 Устава г. Томска, Администрация г. Томска от имени муниципального образования "Город Томск" своими действиями приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права и обязанности в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, в том числе осуществляет полномочия собственника имущества муниципального образования "Город Томск", выступает в суде от имени муниципального образования "Город Томск"; в порядке, установленном Думой, управляет и распоряжается муниципальной собственностью, осуществляет контроль за владением, пользованием и распоряжением объектами муниципальной собственности; осуществляет полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности города Томска, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена; осуществляет иные полномочия в области земельных отношений, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления действующим законодательством.
Согласно п. 2.5 ст. 50 Устава города Томска, в систему муниципальных правовых актов входят, в том числе, постановления администрации Города Томска.
Согласно п. 4 Мэр Томска в пределах своих полномочий издает постановления администрации Города Томска.
Оспариваемый акт подписан Первым заместителем Мэра Города Томска Е.В.Паршуто.
Распоряжением администрации Города Томска от ДД.ММ.ГГГГ№ с ДД.ММ.ГГГГ исполнение обязанностей Мэра Города Томска возложено на первого заместителя Мэра Города Томска П
Решением Томской городской муниципальной избирательной комиссией № от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован избранный Мэр Города Томска К
Согласно п. 4 ст. 52 Устава города Томска орган местного самоуправления самостоятельно определяет средство массовой информации, которое осуществляет официальное опубликование документов.
Постановлением Мэра Города Томска от 13.02.2006 № 66 было учреждено печатное средство массовой информации "Сборник официальных материалов муниципального образования "Город Томск".
Оспариваемый акт подлежал процедуре официального опубликования и был опубликован в сборнике официальных материалов муниципального образования "Город Томск" выпуск № 38.2 2013, что подтверждается представленным сборником официальных материалов.
Таким образом, оспариваемый акт был официально опубликован и вступил в законную силу с момента такого опубликования - 15.08.2013.
На основании ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Статьей 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ), к принципам земельного законодательства относятся: использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли); разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами; дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы; сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.
На основании части 1 статьи 2 ЗК РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
На основании и во исполнение ЗК РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права (часть 4 статьи 2 ЗК РФ).
Таким образом, органы местного самоуправления вправе принимать нормативные акты в области земельных правоотношений только на основании Земельного кодекса РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Они не вправе выходить за пределы данной нормы, поскольку земельное законодательство в ведении муниципалитета не находится.
В соответствии с частью 1 статьи 7, частью 1 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ, со статьей 11 ЗК РФ - органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты по вопросам местного значения, к которым относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
В соответствии с п. 1 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 20 ЗК РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 24 ЗК РФ.
Согласно п. 2 ст. 81 ЗК РФ порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, Федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ (ред. от 07.05.2013) "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" граждане вправе вести садоводство, огородничество и дачное хозяйства в индивидуальном порядке, таким образом, вправе подавать заявление о предоставлении земельного участка для указанных целей в общем порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, действующее законодательство не ограничивает возможность предоставления гражданину земельного участка для ведения садоводства индивидуально.
Суд не соглашается с позицией администрации города Томска о том, что предоставление земельных участков для садоводства осуществляется по правилам ст. 30 ЗК РФ, предусматривающей порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Статья 30 ЗК РФ регулирует порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Ст. 30 ЗК РФ предусмотрено, что органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах (п. 1.2).
Учитывая, что целями использования земельного участка под садоводство исходя из ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" является выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха, а право возведения жилого строения - является дополнительным правом, а не целью, предоставление земельных участков под садоводство регулируется именно ст. 34 ЗК РФ, а не ст. 30 ЗК РФ.
Это подтверждается и содержанием постановления администрации Города Томска от 12.08.2013 № 859 "О Регламенте работы администрации Города Томска при предоставлении земельных участков для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства", согласно которому в целях обеспечения принципов эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков, руководствуясь статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 40 Устава Города Томска утвержден Регламент работы администрации Города Томска при предоставлении земельных участков для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства.
Представитель администрации города Томска не смог в процессе устранить данное противоречие в их позиции и нормативных актах муниципального образования.
Частью 1 ст. 34 ЗК РФ, регулирующей порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, предусмотрено, что органы местного самоуправления для обеспечения процедур предоставления таких земельных участков обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений; уполномочить на распоряжение земельными участками специальный орган; обеспечить подготовку информации о предоставляемых земельных участках и заблаговременную ее публикацию.
В соответствии с положениями пунктов 2 - 6 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают заявления в уполномоченный орган. В заявлении указывается цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении испрашиваемого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка. В двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка уполномоченный орган принимает решение о предоставлении этого земельного участка заявителю, указанному в п. 4 настоящей статьи (то есть заявителю, обеспечившему выполнение кадастровых работ и постановку на кадастровый учет испрашиваемого участка) и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта.
То есть п. 2 ст. 34 ЗК РФ предусмотрен заявительный порядок предоставления земельных участков заинтересованным в этом лицам, проведение торгов при этом не предусматривается, поскольку земельный участок предоставляется лицу, произведшему кадастровые работы и кадастровый учет испрашиваемого участка, что прямо предусмотрено п. 5 ст. 34 ЗК РФ. При предусмотренном ст. 34 ЗК РФ правовом регулировании правоотношений по предоставлению земельных участков не имеется оснований говорить о нарушении прав иных лиц, обратившихся за предоставлением этого же земельного участка. Иным лицам, обратившимся с заявлением о предоставлении земельного участка, могут быть предложены альтернативные земельные участки, либо разъяснено право на повторное обращение с заявлением о предоставлении иного земельного участка.
Ч. 1 ст. 34 ЗК РФ не дает право органам местного самоуправления изменять положения ч. 2 - 5 данной статьи, и не относится к понятию установления "процедуры и критериев предоставления таких земельных участков".
Проведение торгов нарушает положения ст. 34 ЗК РФ и в части сроков рассмотрения заявления гражданина и предоставления ему земельного участка.
Таким образом, оспариваемый заявителем пункт 1 Перечня в нарушение требований земельного законодательства устанавливает иной порядок предоставления земельного участка для ведения садоводства по заявлению граждан, чем предусмотренный ст. 34 ЗК РФ, вводит для заявителя дополнительное требование, связанное с необходимостью выиграть торги.
Судом установлено, что права Мельникова О.О. данным нормативным актом нарушаются исходя из следующего.
Мельников О.О. обратился ДД.ММ.ГГГГ с заявлением входящий № об образовании земельного участка по адресу г. Томск <адрес> тракт,... кв. м для садоводства и предоставлении его в собственность за плату.
В ответе от ДД.ММ.ГГГГ№ Мельникову О.О. отказана в предоставлении земельного участка без проведения торгов со ссылкой на оспариваемый нормативный акт.
Решением Советского районного суда города Томска от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления Мельникова ОО о признании незаконным решения администрации г. Томска, оформленное письмом № от ДД.ММ.ГГГГг., отказано. Данное решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ
Указанным решением суда установлены и являются преюдицией в силу положений ст. 61 ГПК РФ, следующие обстоятельства.
ДД.ММ.ГГГГ Мельников О.О. обратился в Администрацию г. Томска с заявлением № об образовании земельного участка по адресу г. Томск <адрес>, ул. <адрес>ю... кв. м для садоводства и предоставлении его в собственность за плату.
ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание комиссии по вопросам предоставления земельных участков г. Томск, которое оформлено протоколом N. По результатам работы комиссии по заявлению Мельникова О.О. последнему на основании Постановления администрации г. Томска № от ДД.ММ.ГГГГ отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка без проведения торгов. Принято решение о формировании земельного участка за счет бюджетных средств в ДД.ММ.ГГГГ г. и выставлении на торги в соответствии с постановлением Мэра г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ№ Решение комиссии доведено до заявителя письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ Заявление Мельникова О.О. было рассмотрено ДД.ММ.ГГГГг., в то время как действовали Постановления администрации г. Томска № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГг.
Таким образом, решением суда установлено, что на основании оспариваемого нормативного акта заявителю отказано в предоставлении земельного участка без проведения торгов.
Как установлено в процессе, на сегодняшний день испрашиваемые Мельниковым О.О. земельные участки на торги не выставлены, он лишен право получить земельный участок для садоводства в порядке процедуры, урегулированной ст. 34 ЗК РФ, и в предусмотренные данной статьей сроки.
Согласно п. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 29.11.2007 № 48 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд в соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Исключение составляют нормативные правовые акты, которые в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации могут быть проверены в процедуре конституционного судопроизводства. Такой акт (его часть) признается судом недействующим с момента вступления решения в законную силу. Нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны недействующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. В случае, если оспариваемый акт был принят ранее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, он или его часть могут быть признаны недействующими со дня вступления в силу нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть стали противоречить. Оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствует, может быть признан судом недействующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта. Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Суд считает, что из представленных в суд доказательств (заявление Ч ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ с просьбой предоставить земельный участок для садоводства, ответ администрации города Томска от ДД.ММ.ГГГГ№ на данные заявления о выставлении земельного участка на торги), пояснений представителя администрации города Томска, решения Советского районного суда города Томска от ДД.ММ.ГГГГ следует, что оспариваемый нормативный акт применяется, права граждан реализуются в соответствии с оспариваемым нормативным актом. Как следует из ответа от ДД.ММ.ГГГГ№ Мельникову О.О., решения Советского районного суда города Томска от ДД.ММ.ГГГГ года, администрацией города Томска принято решение о выставлении на торги испрашиваемых заявителем земельных участков в соответствии с оспариваемым нормативным актом.
Суд не соглашается с позицией заявителя о том, что реализация права - это предоставление земельного участка в собственность, поскольку реализация данного права начинается с подачи заявления гражданином и оканчивается предоставлением земельного участка в собственность. Поскольку испрашиваемые земельные участки выставляются администрацией города на торги, то признание оспариваемого нормативного акта недействующим с даты его принятия повлечен в силу положений ст. 17 Конституции РФ нарушение прав иных лиц.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что необходимо признать акт в оспариваемой части недействующим со дня вступления решения в законную силу.
В силу положений п. 3 ст. 253 ГПК РФ администрация города Томска обязана опубликовать сообщение о решении после вступления его в законную силу в "Сборнике официальных материалов муниципального образования "Город Томск".
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ, суд
решил:
Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления судебного решения в законную силу пункт № 1 Приложения к Постановлению администрации г. Томска от 13.08.2013 № 865 "Перечень случаев, когда предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Города Томска, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены на территории муниципального образования "Город Томск", осуществляется исключительно на торгах, согласно приложению" в части указания на предоставление земельных участков "для ведения садоводства".
Обязать администрацию города Томска опубликовать сообщение о решении после вступления его в законную силу в "Сборнике официальных материалов муниципального образования "Город Томск".
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
------------------------------------------------------------------
СОВЕТСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА ТОМСКА
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 29 января 2014 года
(извлечение)
Мельников О.О. обратился в суд с заявлением об оспаривании п. 1 Приложения к Постановлению администрации города Томска от 13.08.2013 № 865 "Перечень случаев, когда предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Города Томска, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены на территории муниципального образования "Город Томск", осуществляется исключительно на торгах, согласно приложению", в части указания на предоставление земельных участков "для ведения садоводства". Просит признать его недействующим со дня его принятия.
В обоснование указал, что ему отказано администрацией города Томска в предоставлении земельного участка под садоводство на основании указанного нормативного акта.
Считает, что данный акт противоречит положениям ст.ст. 30, 34, 38 ЗК РФ, предусматривая иную процедуру предоставления земельного участка под садоводство гражданину, чем предусмотрено Земельным кодексом РФ.
Заявитель в процессе свою позицию поддержал. Указал, что нарушается его право на предоставление испрашиваемого земельного участка в соответствии с положениями ст. 34 ЗК РФ в части порядка предоставления по его заявлению и сроков предоставления. На сегодня испрашиваемые земельные участки еще на торги не выставлены, прошел значительный промежуток времени. Им ошибочно в заявлении указано на несоответствие оспариваемого нормативного акта положениям ст. 30, 38 ЗК РФ. Считает, что нормативный акт должен быть признан недействующим с даты принятия, поскольку именно предоставление в собственность земельного участка гражданам является реализацией права, а не начало процедуры выставления земельных участков на торги.
Представитель заявителя позицию заявителя поддержал. Указал, что проведение торгов исключает реализацию п. 5 ст. 34 ЗК РФ - предоставление земельного участка гражданину, поставившему его на кадастровый учет. Торги ухудшают положение гражданина в части срока предоставления, наличия альтернативных претендентов, стоимости земельного участка.
Представитель администрации города Томска в судебном заседании считал заявление не подлежащим удовлетворению по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Пояснил, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах полномочия издавшего его органа, в форме, в которой орган вправе принимать нормативный правовой акт, в предусмотренном порядке опубликованный, в пределах его компетенции, а также определенным содержанием. Оспариваемый акт является законным и не нарушает прав и интересов заявителя поскольку согласно ст. 1 ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" владельцу садового участка предоставлено право возводить жилое строение, что является строительством объекта капитального строительства, то предоставление земельного участка под садоводческий участок можно отнести к целям предоставления, связанным со строительством. Указанные правоотношения регулируются, в частности, ст. 30 ЗК РФ, которая позволяет органам местного самоуправления установить перечень случаев, когда предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах. В случае, если суд придет к выводу о том, что предоставление садоводческого участка относится к целям, не связанным со строительством, то законодатель в ст. 34 ЗК РФ предусмотрел возможность органам местного самоуправления установить критерии и процедуру такого предоставления. Указанные критерии и процедура установлены оспариваемым актом. Считает, что ч. 5 ст. 34 ЗК РФ общая норма, которая может быть изменена органом местного самоуправления. На основании данного акта были реализованы на сегодня права граждан по проведению процедуры торгов на земельные участки.
Выслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшего данный нормативный акт в оспариваемой части противоречащим федеральному законодательству, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Постановлением администрации г. Томска от 13.08.2013 № 865 утверждено приложение к постановлению - "Перечень случаев, когда предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Города Томска, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены на территории муниципального образования "Город Томск", осуществляется исключительно на торгах, согласно приложению". В пункте 1 данного перечня указано - "предоставление земельных участков для размещения садоводческих некоммерческих объединений и для ведения садоводства, за исключением случаев предоставления земельных участков для размещения садоводческих некоммерческих объединений граждан, персональные составы членов которых сформированы уполномоченным органом администрации Города Томска, а также гражданам, которые являются членами таких садоводческих некоммерческих объединений либо членами одного из следующих садоводческих некоммерческих объединений: 1) которому до вступления в силу настоящего постановления был предоставлен земельный участок, составляющий территорию соответствующего некоммерческого объединения; 2) которое было создано (организовано) до вступления в силу Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" при иной организации, которой были предоставлены земельные участки для соответствующей цели использования".
Заявителем оспаривается данный акт в части включения в перечень случая предоставление земельных участков "для ведения садоводства", поскольку данный пункт означает, что гражданину по его заявлению может быть предоставлен земельный участок для садоводства только на торгах.
Согласно пункту 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.01.2003 № 2 "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Оспариваемый акт отвечает вышеприведенным требованиям и является нормативным правовым актом.
В силу статьи 78 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. от 28.12.2013) (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
В соответствии со ст.ст. 251, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судом исследовалась правомочность органа местного самоуправления и должностного лица, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт, на его принятие, а также соответствие его нормативным актам, имеющим большую юридическую силу.
Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно (ч. 1 ст. 131 Конституции РФ).
Согласно ч. 1 и 3 ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Статьей 44 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что полномочия органов местного самоуправления определяются уставом муниципального образования.
Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.
Согласно п.п. 1.3 ст. 25 Устава г. Томска (принят решением Думы города Томска от 04.05.2010 № 1475) Администрация города Томска является органом местного самоуправления.
Согласно п.п. 38 Устава г. Томска Администрация города Томска является исполнительно-распорядительным органом Города Томска и в соответствии с настоящим Уставом осуществляет следующие полномочия по решению иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из компетенции органов местного самоуправления федеральными законами и законами Томской области..
В соответствии с п.п. 1.1, 14, 1.35, 1.36 п. 1 ст. 40 Устава г. Томска, Администрация г. Томска от имени муниципального образования "Город Томск" своими действиями приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права и обязанности в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, в том числе осуществляет полномочия собственника имущества муниципального образования "Город Томск", выступает в суде от имени муниципального образования "Город Томск"; в порядке, установленном Думой, управляет и распоряжается муниципальной собственностью, осуществляет контроль за владением, пользованием и распоряжением объектами муниципальной собственности; осуществляет полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности города Томска, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена; осуществляет иные полномочия в области земельных отношений, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления действующим законодательством.
Согласно п. 2.5 ст. 50 Устава города Томска, в систему муниципальных правовых актов входят, в том числе, постановления администрации Города Томска.
Согласно п. 4 Мэр Томска в пределах своих полномочий издает постановления администрации Города Томска.
Оспариваемый акт подписан Первым заместителем Мэра Города Томска Е.В.Паршуто.
Распоряжением администрации Города Томска от ДД.ММ.ГГГГ№ с ДД.ММ.ГГГГ исполнение обязанностей Мэра Города Томска возложено на первого заместителя Мэра Города Томска П
Решением Томской городской муниципальной избирательной комиссией № от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован избранный Мэр Города Томска К
Согласно п. 4 ст. 52 Устава города Томска орган местного самоуправления самостоятельно определяет средство массовой информации, которое осуществляет официальное опубликование документов.
Постановлением Мэра Города Томска от 13.02.2006 № 66 было учреждено печатное средство массовой информации "Сборник официальных материалов муниципального образования "Город Томск".
Оспариваемый акт подлежал процедуре официального опубликования и был опубликован в сборнике официальных материалов муниципального образования "Город Томск" выпуск № 38.2 2013, что подтверждается представленным сборником официальных материалов.
Таким образом, оспариваемый акт был официально опубликован и вступил в законную силу с момента такого опубликования - 15.08.2013.
На основании ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Статьей 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ), к принципам земельного законодательства относятся: использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли); разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами; дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы; сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.
На основании части 1 статьи 2 ЗК РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
На основании и во исполнение ЗК РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права (часть 4 статьи 2 ЗК РФ).
Таким образом, органы местного самоуправления вправе принимать нормативные акты в области земельных правоотношений только на основании Земельного кодекса РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Они не вправе выходить за пределы данной нормы, поскольку земельное законодательство в ведении муниципалитета не находится.
В соответствии с частью 1 статьи 7, частью 1 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ, со статьей 11 ЗК РФ - органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты по вопросам местного значения, к которым относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
В соответствии с п. 1 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 20 ЗК РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 24 ЗК РФ.
Согласно п. 2 ст. 81 ЗК РФ порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, Федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ (ред. от 07.05.2013) "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" граждане вправе вести садоводство, огородничество и дачное хозяйства в индивидуальном порядке, таким образом, вправе подавать заявление о предоставлении земельного участка для указанных целей в общем порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, действующее законодательство не ограничивает возможность предоставления гражданину земельного участка для ведения садоводства индивидуально.
Суд не соглашается с позицией администрации города Томска о том, что предоставление земельных участков для садоводства осуществляется по правилам ст. 30 ЗК РФ, предусматривающей порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Статья 30 ЗК РФ регулирует порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Ст. 30 ЗК РФ предусмотрено, что органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах (п. 1.2).
Учитывая, что целями использования земельного участка под садоводство исходя из ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" является выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха, а право возведения жилого строения - является дополнительным правом, а не целью, предоставление земельных участков под садоводство регулируется именно ст. 34 ЗК РФ, а не ст. 30 ЗК РФ.
Это подтверждается и содержанием постановления администрации Города Томска от 12.08.2013 № 859 "О Регламенте работы администрации Города Томска при предоставлении земельных участков для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства", согласно которому в целях обеспечения принципов эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков, руководствуясь статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 40 Устава Города Томска утвержден Регламент работы администрации Города Томска при предоставлении земельных участков для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства.
Представитель администрации города Томска не смог в процессе устранить данное противоречие в их позиции и нормативных актах муниципального образования.
Частью 1 ст. 34 ЗК РФ, регулирующей порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, предусмотрено, что органы местного самоуправления для обеспечения процедур предоставления таких земельных участков обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений; уполномочить на распоряжение земельными участками специальный орган; обеспечить подготовку информации о предоставляемых земельных участках и заблаговременную ее публикацию.
В соответствии с положениями пунктов 2 - 6 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают заявления в уполномоченный орган. В заявлении указывается цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении испрашиваемого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка. В двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка уполномоченный орган принимает решение о предоставлении этого земельного участка заявителю, указанному в п. 4 настоящей статьи (то есть заявителю, обеспечившему выполнение кадастровых работ и постановку на кадастровый учет испрашиваемого участка) и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта.
То есть п. 2 ст. 34 ЗК РФ предусмотрен заявительный порядок предоставления земельных участков заинтересованным в этом лицам, проведение торгов при этом не предусматривается, поскольку земельный участок предоставляется лицу, произведшему кадастровые работы и кадастровый учет испрашиваемого участка, что прямо предусмотрено п. 5 ст. 34 ЗК РФ. При предусмотренном ст. 34 ЗК РФ правовом регулировании правоотношений по предоставлению земельных участков не имеется оснований говорить о нарушении прав иных лиц, обратившихся за предоставлением этого же земельного участка. Иным лицам, обратившимся с заявлением о предоставлении земельного участка, могут быть предложены альтернативные земельные участки, либо разъяснено право на повторное обращение с заявлением о предоставлении иного земельного участка.
Ч. 1 ст. 34 ЗК РФ не дает право органам местного самоуправления изменять положения ч. 2 - 5 данной статьи, и не относится к понятию установления "процедуры и критериев предоставления таких земельных участков".
Проведение торгов нарушает положения ст. 34 ЗК РФ и в части сроков рассмотрения заявления гражданина и предоставления ему земельного участка.
Таким образом, оспариваемый заявителем пункт 1 Перечня в нарушение требований земельного законодательства устанавливает иной порядок предоставления земельного участка для ведения садоводства по заявлению граждан, чем предусмотренный ст. 34 ЗК РФ, вводит для заявителя дополнительное требование, связанное с необходимостью выиграть торги.
Судом установлено, что права Мельникова О.О. данным нормативным актом нарушаются исходя из следующего.
Мельников О.О. обратился ДД.ММ.ГГГГ с заявлением входящий № об образовании земельного участка по адресу г. Томск <адрес> тракт,... кв. м для садоводства и предоставлении его в собственность за плату.
В ответе от ДД.ММ.ГГГГ№ Мельникову О.О. отказана в предоставлении земельного участка без проведения торгов со ссылкой на оспариваемый нормативный акт.
Решением Советского районного суда города Томска от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления Мельникова ОО о признании незаконным решения администрации г. Томска, оформленное письмом № от ДД.ММ.ГГГГг., отказано. Данное решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ
Указанным решением суда установлены и являются преюдицией в силу положений ст. 61 ГПК РФ, следующие обстоятельства.
ДД.ММ.ГГГГ Мельников О.О. обратился в Администрацию г. Томска с заявлением № об образовании земельного участка по адресу г. Томск <адрес>, ул. <адрес>ю... кв. м для садоводства и предоставлении его в собственность за плату.
ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание комиссии по вопросам предоставления земельных участков г. Томск, которое оформлено протоколом N. По результатам работы комиссии по заявлению Мельникова О.О. последнему на основании Постановления администрации г. Томска № от ДД.ММ.ГГГГ отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка без проведения торгов. Принято решение о формировании земельного участка за счет бюджетных средств в ДД.ММ.ГГГГ г. и выставлении на торги в соответствии с постановлением Мэра г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ№ Решение комиссии доведено до заявителя письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ Заявление Мельникова О.О. было рассмотрено ДД.ММ.ГГГГг., в то время как действовали Постановления администрации г. Томска № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГг.
Таким образом, решением суда установлено, что на основании оспариваемого нормативного акта заявителю отказано в предоставлении земельного участка без проведения торгов.
Как установлено в процессе, на сегодняшний день испрашиваемые Мельниковым О.О. земельные участки на торги не выставлены, он лишен право получить земельный участок для садоводства в порядке процедуры, урегулированной ст. 34 ЗК РФ, и в предусмотренные данной статьей сроки.
Согласно п. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 29.11.2007 № 48 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд в соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Исключение составляют нормативные правовые акты, которые в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации могут быть проверены в процедуре конституционного судопроизводства. Такой акт (его часть) признается судом недействующим с момента вступления решения в законную силу. Нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны недействующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. В случае, если оспариваемый акт был принят ранее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, он или его часть могут быть признаны недействующими со дня вступления в силу нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть стали противоречить. Оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствует, может быть признан судом недействующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта. Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Суд считает, что из представленных в суд доказательств (заявление Ч ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ с просьбой предоставить земельный участок для садоводства, ответ администрации города Томска от ДД.ММ.ГГГГ№ на данные заявления о выставлении земельного участка на торги), пояснений представителя администрации города Томска, решения Советского районного суда города Томска от ДД.ММ.ГГГГ следует, что оспариваемый нормативный акт применяется, права граждан реализуются в соответствии с оспариваемым нормативным актом. Как следует из ответа от ДД.ММ.ГГГГ№ Мельникову О.О., решения Советского районного суда города Томска от ДД.ММ.ГГГГ года, администрацией города Томска принято решение о выставлении на торги испрашиваемых заявителем земельных участков в соответствии с оспариваемым нормативным актом.
Суд не соглашается с позицией заявителя о том, что реализация права - это предоставление земельного участка в собственность, поскольку реализация данного права начинается с подачи заявления гражданином и оканчивается предоставлением земельного участка в собственность. Поскольку испрашиваемые земельные участки выставляются администрацией города на торги, то признание оспариваемого нормативного акта недействующим с даты его принятия повлечен в силу положений ст. 17 Конституции РФ нарушение прав иных лиц.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что необходимо признать акт в оспариваемой части недействующим со дня вступления решения в законную силу.
В силу положений п. 3 ст. 253 ГПК РФ администрация города Томска обязана опубликовать сообщение о решении после вступления его в законную силу в "Сборнике официальных материалов муниципального образования "Город Томск".
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ, суд
решил:
Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления судебного решения в законную силу пункт № 1 Приложения к Постановлению администрации г. Томска от 13.08.2013 № 865 "Перечень случаев, когда предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Города Томска, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены на территории муниципального образования "Город Томск", осуществляется исключительно на торгах, согласно приложению" в части указания на предоставление земельных участков "для ведения садоводства".
Обязать администрацию города Томска опубликовать сообщение о решении после вступления его в законную силу в "Сборнике официальных материалов муниципального образования "Город Томск".
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
------------------------------------------------------------------