Решение Стрежевского городского суда Томской области от 25.02.2014 по делу N 2-255/2014~М-79/2014 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим решения Думы городского округа Стрежевой от 06.11.2013 N 404 "О внесении изменений в решение Думы городского округа Стрежевой от 05.10.2005 N 379">



СТРЕЖЕВСКОЙ ГОРОДСКОЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 25 февраля 2014 г. по делу № 2-255/2014~М-79/2014

(извлечение)

27.01.2014 И. обратился в Стрежевской городской суд с заявлением об оспаривании нормативно-правового акта органа местного самоуправления, а именно решения № 404 "О внесении изменений в решение Думы от 05.10.2005", в соответствии с которым внесены изменения в решение Думы от 05.10.2005 № 379. Заявитель считает, что данным решением ущемляются его права, гарантированные Конституцией Российской Федерации, а именно ущемлено его право на налоговые льготы по уплате налога на землю, как владельца личного подсобного хозяйства. Вместе с тем, в соответствии со ст. V Положения о земельном налоге на территории муниципального образования городской округ С. льгота в виде полного освобождения от уплаты земельного налога предоставляется физическим лицам, а также некоммерческим объединениям граждан, созданным в целях осуществления садоводства и огородничества, в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для садоводства огородничества, а также под индивидуальные погреба. Кроме того, освобождены от уплаты земельного налога и собственники жилых помещений в многоквартирных домах. При этом назначение земельного участка у дачников и у него как владельца личного подсобного хозяйства одинаковое - выращивание овощей и ягод. Заявитель усматривает в содержании положения дискриминацию в отношении него. Просит суд изменить текст Положения о земельном налоге, а именно: в ст. V п. 8.1.3, п. 8.2 дополнить список льготников освобожденных от уплаты налога на землю - собственниками индивидуальных жилых домов с личным подсобным хозяйством.
В судебном заседании И. поддержал свои уточненные требования и просил удовлетворить заявление. Кроме того, пояснил, что в данном судебном заседании он представляет исключительно свои интересы, полномочий на предоставление интересов других собственников индивидуальных жилых домов с личным подсобным хозяйством не имеет.
Представители Думы городского округа С.Ш. и Д. в судебном заседании полагали, что для удовлетворения заявления оснований не имеется, поскольку оспариваемый акт принят в соответствии с нормами закона и не нарушает прав и интересов заявителя.
Заместитель прокурора г. Стрежевого Л. в заключении по делу указала, что требования И. не подлежат удовлетворению в полном объеме, так как оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий представительного органа местного самоуправления, с соблюдением порядка принятия и введения его в действие.
Выслушав участников процесса, свидетеля У.Н.В., изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Свидетельством о праве собственности на землю № 468 от 10.08.1993 подтверждается предоставление И. приусадебного участка на основании Постановления Главы Администрации г. Стрежевого № 319ж от 20.07.1993 (г. С., <адрес>) (л.д. 8).
В соответствии с решением исполнительного комитета Стрежевского городского Совета народных депутатов № 215 от 15.02.1990 и приложением к нему, упорядочена нумерация домов с изменением названий улиц территории совхоза "Стрежевской", в соответствии с которым, адрес д. <адрес> переименован в пер. <адрес> (л.д. 18 - 20).
В кадастровом паспорте земельного участка, земельный участок 583+/-8,40 кв. м принадлежит И. Разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства (л.д. 6 - 7).
И. является получателем пенсии по старости (л.д. 121) размер которой составляет 13 767,13 рублей.
Судом установлено, что решением Стрежевской городской Думы № 404 от 06.11.2013 "О внесении изменений в решение Думы городского округа С. от 05.10.2005" утверждено Положение о земельном налоге на территории муниципального образования городской округ С." (далее Положение) (л.д. 5).
В Положении о земельном налоге на территории муниципального образования городской округ С. в редакции решения Думы городского округа С. от 06.11.2013 № 404 в ст. V определены дополнительные льготы по земельному налогу. В частности в п. п. 3 п. 8.1 льгота в виде полного освобождения от уплаты земельного налога предоставляется: физическим лицам, а также некоммерческим объединениям граждан, созданным в целях осуществления садоводства и огородничества, в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для садоводства и огородничества, а также под индивидуальные погреба. В п. 8.2. Положения указано, что льгота в виде полного освобождения от уплаты земельного налога предоставляется собственникам жилых помещений в многоквартирных домах в отношении принадлежащих им долей, на прошедшие государственный кадастровый учет земельные участки, образованные для эксплуатации многоквартирных домов, относящимся к следующим категориям налогоплательщиков: 1) пенсионеры; 2) Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы; 3) инвалиды I, II, III группы инвалидности; 4) дети-инвалиды; 5) ветераны и инвалиды боевых действий; 6) физические лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26.11.1998 № 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", Федеральным законом от 10.01.2002 № 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"; 7) физические лица, принимавшие в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах; 8) физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику; 9) многодетные семьи, имеющие в своем составе трех и более детей в возрасте до восемнадцати лет, включая усыновленных детей и детей, принятых под опеку (попечение), в том числе детей, временно проживающих отдельно от родителей в связи с обучением в учебных заведениях начального, среднего или высшего профессионального образования, на основании документа, подтверждающего статус многодетной семьи, выданного ОГБУ "Центр социальной поддержки населения г. Стрежевого" (л.д. 5).

Оспариваемое решение подписано председателем Думы городского округа С.Ш. и исполняющей обязанности мэра городского округа С.С.И. (на основании п. 2 ч. 2 ст. 41 Устава городского округа С.).
Согласно требованиям ст. 13 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 ГК РФ.
В п. 9 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" указано, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным лицом, наличие в нем правовых норм, правил поведения, обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Оспариваемое заявителем Решение Думы городского округа С. № 404 от 06.11.2013, которым внесены изменения в решение Думы городского округа С. от 05.10.2005 № 379, является нормативным правовым актом.

Согласно п. 17 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29.112.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.
В соответствии с п. 5 ст. 1 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований.
Согласно п. 4 ст. 12 НК РФ местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено налоговым законодательством.
Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.
Земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются налоговым законодательством и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов. Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах.
При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены законом. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.
Представительными органами муниципальных образований законодательством о налогах и сборах в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.
В ст. 15 НК РФ к местным налогам относятся: земельный налог; налог на имущество физических лиц.
В ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается налоговым законодательством и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
В соответствии со ст. 1 п. 2 Устава городского округа С., с изменениями от 05.02.2014 (далее Устав), город С. является муниципальным образованием.
В силу ст. 6 п. п. 1 п. 1 Устава представительным органом муниципального образования является Дума городского округа С. (далее - Дума городского округа).

Из п. п. 2. п. 1 ст. 6 Устава следует, что органы местного самоуправления городского округа С., указанные в пункте 1, обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и могут наделяться отдельными государственными полномочиями.
Дума городского округа, Администрация городского округа обладают правами юридического лица. (л.д. 64).
Решением Окружной избирательной комиссии избирательного округа № 2-12 от 18.10.2010 зарегистрирована избранным депутатом Думы городского округа С.Ш. (л.д. 43)
В соответствии с решением № 2 от 20.10.2010 депутат Ш. избрана председателем Думы городского округа С.. (л.д. 46)
Согласно ст. 18 ч. 1 Регламента Думы городского округа С., Дума по вопросам, выносимым на собрание, принимает Решение Думы (л.д. 102).
Полномочия Думы Городского округа С. на принятие оспариваемого решения предусмотрены ст. с п. 3 ч. 1 ст. 32 Устава, в соответствии с которым в исключительной компетенции Думы городского округа С. находятся: установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. (л.д. 74)
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что вопросы, связанные с установлением ставок земельного налога, порядка и сроков уплаты земельного налога, а также налоговые льготы, основания и порядок их применения урегулированные в оспариваемом акте относятся к вопросам местного значения.
Оспариваемое И. решение, официально опубликовано в газете "Северная звезда" 12 ноября 2013 года и вступило в силу с 01 января 2014 года.
Согласно требованиям ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В абз. 3 п. 1 ст. 5 НК РФ установлено, что Федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
Таким образом, процедура принятия оспариваемого решения представительным органом местного самоуправления соблюдена.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий представительного органа местного самоуправления (Думы городского округа С.), с соблюдением порядка принятия и введения его в действие, что подтверждается представленными Уставом, регламентов Думы городского округа С..
В статье 395 НК РФ указаны лица, в отношении которых применяются налоговые льготы.
При этом владельцы личного подсобного хозяйства (к каким относит себя заявитель) не относится ни к одной из категорий лиц, в отношении которых законом предусмотрены соответствующие льготы.
Следовательно, установление налоговых льгот в Положении о земельном налоге на территории муниципального образования городской округ С." не противоречит требованиям Налогового законодательства РФ.
Кроме того, рассматривая настоящее заявление, суд исходит из положения п. 18 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29.112.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", в соответствии с которым суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
В суде при исследовании письменных доказательств и из пояснений свидетеля У.Н.В. установлено, что заявитель И. фактически на день обращения в суд не является собственником указанных им земельного участка и объекта недвижимости. (л.д. 141 - 142)
Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным требованиям и не вправе выйти за его пределы, за исключением случаев предусмотренных законом.
Обсуждая требования заявителя о внесении дополнений в оспариваемый нормативный правовой акт, суд исходит из положений, установленных в п. 1 ст. 253 ГПК РФ, в соответствии с которыми суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Суд не вправе внести в оспариваемый акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа, принявшего нормативный правовой акт.
Таким образом, суд отказывает заявителю в удовлетворении требований об оспаривании нормативного правового акта, поскольку он не нарушает его права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами.
На основании выше изложенного, и
руководствуясь ст. ст. 194 - 198, ст. 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление И. об оспаривании нормативно-правового акта органа местного самоуправления - Решения Думы городского округа С. № 404 от 06.11.2013 "О внесении изменений в решение Думы от 05.10.2005 № 379 о земельном налоге" оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Стрежевской городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.


------------------------------------------------------------------